Ленин в советской песне

07.11.2010 в 19:11

И. Бродский. В.И.Ленин в Смольном

Нет, пожалуй, ни одного крупного советского композитора-песенника, который бы не стремился воплотить в своем творчестве образ Владимира Ильича Ленина. И это естественно, ведь песня — самый гибкий, самый мобильный жанр музыкального творчества, который быстро реагирует на все наиболее актуальные и знаменательные явления нашей жизни.

Есть свидетельства современников, что Ленин еще в первые годы Советской власти говорил об огромном агитационном значении песни и подчеркивал необходимость теснейшей связи песни с жизнью страны. Говорил о том, что старой песне надо противопоставить новую песню, в привычной народной форме дать новое содержание.

Эта мысль Ленина была блестяще реализована в творчестве советских композиторов. В нашей стране родился новый тип песни, так называемая советская массовая песня, где слово «массовая» определяет существо этого жанра. Массовая — это песня, получившая широкое распространение в народе, песня с легкой, ясной, быстро запоминающейся мелодией, с четким, мобильным ритмом, с простым и чеканным сопровождением. В массовой песне особое внимание уделяется тексту, призванному нести высокую идею песни, делать ее крылатой.

Истоки массовой песни лежат в русской крестьянской, городской и солдатской песнях, в маршах революции. Многие песни о Ленине стали по-настоящему массовыми.

Первые песни о Владимире Ильиче появились на рубеже 20—30-х годов. Таковы, например, песни Мариана Коваля на слова Демьяна Бедного. Мелодии их очень близки к народным. Например, песня «Никто не знал» (о рождении Ленина) сочетает в себе элементы крестьянской и казачьей песен с четким маршевым сопровождением, где частое повторение в аккомпанементе одной ритмической фигуры с характерными перебивами словно имитирует четкий, маршевый шаг. Песня «Снежинки», напоминающая русский городской романс, покоряет неподдельностью глубокого человеческого чувства, вылившегося в безыскусный печальный напев:

Забуду ли народный плач
у Горок,
И проводы вождя, и скорбь,
и жуть,
И тысячи лаптишек и опорок,
За Лениным утаптывавших путь!

Как дума народная, то эпически спокойная, величавая, то взволнованная, как речь человека, говорящего о чем-то самом сокровенном и близком, звучит монолог А. Давиденко «Про Ленина».

Суровым, мужественным колоритом маршей и гимнов революции отличается «Ленинская» Н. Мясковского.

Теснейшая связь с народным творчеством сохранилась и в песнях о Ленине, созданных в последние 10–20 лет. Их основу составляют и сейчас мелодические и ритмические особенности народной музыки в их современном преломлении.

О Ленине созданы песни разных жанров: песни-гимны, песни-марши, баллады, лирические песни. Каждый из них имеет свои характерные черты и особенности.

Величие Ленина, ленинскую мудрость, бессмертие его идей композиторы воспевают чаще всего в песнях-гимнах. Их отличают монолитность звучания, величественность, ораторский пафос.

Одной из наиболее популярных песен-гимнов о Ленине по праву стала выразительная и правдивая песня А. Холминова на слова Ю. Каменецкого. Небольшое вступление к песне с характерными фанфарными сигналами подводит к широкой вокальной мелодии. Ее аккордовый склад придает песне особую монолитность. Начинаясь в низком регистре, мелодия словно постепенно раскрывается, набирается силы по мере повышения регистра, и когда в припеве к солисту присоединяется хор, это воспринимается как кульминация всей песни. «Ленин!» — восклицает солист, и ему вторит хор: «Ленин — это весны цветенье! Ленин! Ленин — это победы клич! Славься в веках, наш Ленин, наш дорогой Ильич!»

Заслуженной популярностью пользуется и песня-гимн С. Туликова на слова Л. Ошанина «Ленин всегда с тобой». Хотя эта песня написана в трехдольном размере, она содержит в себе скрытую маршевость движения, которая подчеркивается четким ритмом мелодии, аккордовым аккомпанементом, фанфарными сигналами во вступлении. Неторопливо, величаво развертывается запев:

День за днем идут года —
Зори новых поколений,
Но никто и никогда
Не забудет имя Ленин.

Широко и мощно звучит припев:

Ленин всегда живой,
Ленин всегда с тобой —
В горе, в надежде и радости.

Ленин, в твоей весне,
В каждом счастливом дне,
Ленин в тебе и во мне!

Широко известны в нашей стране и многие другие песни-гимны о Ленине: «Ленин, партия, мир» С. Туликова на слова Л. Ошанина, «Ленин» К. Листова на слова П. Градова, песни Б. Александрова.

По характеру воплощения ленинской темы к песням-гимнам близки песни-марши. Их отличают четкие, броские мелодии с характерной митинговой подачей текста, мобилизующая сила ритма, суровая сдержанность чувства. Истоки этих маршей — в песнях и маршах революции. В песне-марше А. Долуханяна «Дорогой Ленина» на слова И. Морозова поется:

Дорогой Ленина
Иду по жизни.
Пути вернее нет
Ни одного.

Большое счастье жить
При коммунизме.
Но выше счастье —
Создавать его!

Энергичная, действенная музыка этой песни образно раскрывает и дополняет смысловое содержание текста.

Интересна маршевая песня 3. Компанейца «Наш Ленин» на слова О, Богомазова. После активного, мобилизующего вступления идет маршевая и вместе с тем очень напевная мелодия.

Четко выделяя каждое слово, певец скандирует устремленную ввысь, полетную мелодию припева.

С давних времен существует интересный и своеобразный жанр поэтического народного творчества — баллада. В балладах народ рассказывал о подвигах русских богатырей, запечатлевал наиболее значительные исторические события. Вполне естественно поэтому, что и образ Ленина нашел свое воплощение в ряде советских песен, написанных в стиле баллады.

В песнях-балладах композиторы, как правило, рассказывают о конкретных событиях из жизни Ленина. Музыка этих песен эпически нетороплива. Вокальная мелодия и аккомпанемент тесно связаны с поэтическими образами текста, иллюстрируют их, передают все переходы и оттенки поэтического настроения.

Баллады более свободны по форме, нежели песни другого типа. Им присуща своеобразная импровизационность, подобная той, которой отличаются многие жанры народного музыкального творчества.

Песни-баллады строятся по принципу последовательного раскрытия содержания текста путем либо непрерывного развития одного музыкального образа, либо сопоставления контрастных тем. Значительно возрастает в балладах по сравнению с другими песнями роль аккомпанемента, который не просто подчеркивает мелодию, но и раскрывает ее поэтическое настроение.

Характерна для произведений этого жанра баллада В. Белого «День рождения Ленина» на слова С. Щипачева. Широкое, величавое начало баллады рисует картину весенней природы. Мелодия повествует здесь непосредственно о самих событиях, а их внутренний смысл раскрывается в аккомпанементе, звучащем взволнованно и драматично.

В другой своей балладе — «В Смольном» (на слова Я. Шведова) — В. Белый рисует Ленина в один из напряженных революционных дней, когда рождался знаменитый декрет: «Заводы, фабрики — рабочим, земля — крестьянам, мир — народам». Быстрое, напряженное, пульсирующее сопровождение воспроизводит грозовую атмосферу тех дней. Вокальная партия сочетает в себе песенность с речитативной декламационностью, придающей ей плакатную броскость, которая подчеркивает важные, несущие основную смысловую нагрузку слова.

Песня-баллада А. Степанова на слова С. Поделкова «Баллада о Ленине «Аппассионата» навеяна известной картиной Н. Жукова.

Ленин слушает «Аппассионату» Бетховена. Чуть склоненная голова, опершаяся на руку, которая лежит на спине дивана. Умный, задумчивый взгляд. Мягкая складка губ, которые, кажется, вот-вот дрогнут в легкой улыбке и произнесут: «Ничего не знаю лучше «Аппассионаты», готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: «вот какие чудеса могут делать люди!»

Вступлением к балладе А. Степанова служит музыка «Аппассионаты», которая затем неоднократно звучит на протяжении всего произведения. Баллада драматична. В ней слышатся отзвуки революционных песен, словно мысли о бетховенском произведении перекликаются с мыслями о революции.

Советские композиторы посвятили ленинской теме много лирических песен. В них говорится о любви советского народа к Ленину и просто о Ленине-человеке. Истоки этих песен — в крестьянской и городской лирических песнях. Их мелодии — протяжные, широкого дыхания, а аккомпанемент значительно свободней, чем в маршах и гимнах.

Нередко в таких песнях используются ритмы бытовых жанров. Так, например, песня А. Новикова «Застава Ильича» на слова Я. Шведова написана в ритме вальса.

Проста и задушевна «Песня о Ленине» А. Новикова на слова Р. Селянина. Ее теплая лирическая мелодия искренне и безыскусно рассказывает о Ленине и о его родине.

Очень современно звучат солдатские лирические песни А. Новикова «Ленин с нами» (на слова М. Вершинина) и «У Мавзолея» (на слова Р, Селянина). Им присуща та непосредственность высказывания, которая всегда придает песне естественность и настоящую человеческую теплоту.

Простой напев крестьянской песни напоминает песня Б. Тихонова «Ильич по берегу проходит» на слова В. Кузнецова и В. Семерика.

Композитор М. Блантер в лирической «Горской песне» на слова Расула Гамзатова стремился сохранить характерные особенности аварской народной музыки. Песня открывается небольшим поэтичным вступлением, и затем широко и свободно льется вокальная мелодия, передавая ритм и интонации своеобразного стиля Гамзатова:

Где властвует разум над бурной рекой,
Чей вал от рождения вспенен,
На скалах написано нашей рукой:
Ленин! Ленин!

Особое место среди песен на ленинскую тему занимают песни для детей.

Музыкально эти песни очень просты, с несложной, легко запоминающейся мелодией и прозрачным сопровождением.

Одной из наиболее популярных детских песен о Ленине по праву считается песня М. Красева на слова Т. Спендиаровой. Бесхитростный напев «Песни о Ленине» охватывает звуки в пределах октавы, аккомпанемент прост и может быть исполнен учащимися начальных классов музыкальной школы. Но как и в самом характере ребенка с его простыми и вместе с тем по-своему сложными мыслями и переживаниями, в песне этой за внешне безыскусственной формой скрыто серьезное и глубокое содержание.

Мы знаем, великий Ленин
Заботлив и ласков был, —
Он взял бы нас на колени,
С улыбкой бы нас спросил:

— Ну, как вам живется, дети?
— И наш бы звенел ответ:
— Мы всех счастливей на свете,
Так выполнен твой завет!

Так же просты и ясны песня Т. Попатенко на слова В. Викторова «Знакомый дом», песня эстонского композитора Лео Таутса на слова П. Руммо «Ленин жив», М. Парцхаладзе на слова В. Викторова «Мавзолей» и многие другие.

В этом кратком обзоре мы не стремились дать подробный анализ всех музыкальных произведений о вожде и даже просто назвать их. Мы рассказали лишь о тех, которые нам представляются наиболее интересными и значительными.

Музыкальная Лениниана продолжается. Сейчас, когда наша страна стоит на пороге двух знаменательных дат — пятидесятилетия Великой Октябрьской социалистической революции и столетия со дня рождения Владимира Ильича Ленина, многие композиторы работают над произведениями о Ленине, о революции. Они еще более обогатят советскую музыкальную Лениниану, и недалек тот день, когда, услышав произведение о Ленине, мы скажем словами Ильича: «Изумительная музыка».

«к оглавлению | продолжение»

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

статьи

Раздел

классическая музыка

просмотры: 6857



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть