Мариинский театр

Mariinsky Theatre

Мариинский театр
Мариинский-2 Мариинский театр Мариинский театр Мариинский театр Мариинский театр

История оперы

Один из старейших и наиболее крупных музыкальных театров России. Ему принадлежит выдающаяся роль в развитии русского оперного и балетного искусства. Музыкальные спектакли давались в Петербурге с 20-х годов 18 века французскими, начиная с 30-х годов итальянскими оперными труппами, где выступали и русские артисты, в дальнейшем составившие основу русской труппы казённого театра. Историю театр ведёт с 1783, когда в столице был построен Каменный (Большой) театр и указом Екатерины II организована труппа «...не для одних комедий и трагедий, но и для оперы». В конце 18 — начале 19 веков, в период активного формирования национальной композиторской школы, на сцене театра наряду с иностранными ставились первые произведения русских композиторов, в т. ч. балет «Новый Вертер» Вальберха — Титова, сочинения M. M. Соколовского, Е. И. Фомина, В. А. Пашкевича, позднее С. И. Давыдова и др. В 1803 оперная и балетная труппы отделились от драматической. Оперную возглавил в 1803-40 К. А. Кавос — дирижёр, педагог и композитор, автор многих опер и балетов, поставленных на сцене театра. Во главе балета стал балетмейстер Ш. Л. Дидло (1801-1829, с перерывом в 1811-16). Их деятельность способствовала повышению культуры спектаклей. Ведущее положение занимали певцы П. А. Булахов, Я. С. Воробьёв, П. В. Злов, Г. Ф. Климовский, А. М. Крутицкий, Е. С. Сандунова, В. М. Самойлов и др., танцовщики И. И. Вальберх (Лесогоров), А. П. Глушковский, Н. О. Гольц, М. И. Данилова, А. И. Истомина, Е. И. Колосова, А. С. Новицкая, Е. А. Телешева и др. Ставились произведения К. М. Вебера, К. В. Глюка, А. Гретри, Л. Керубини, Дж. Мейербера, П. А. Монсиньи, В. А. Моцарта, Дж. Паизиелло и др., а также русские оперы. В 20-е годы на сцене театра периодически выступали также немецкая и итальянская труппы. В 1836 заново отстроенное здание театра полностью было отдано оперной и балетной труппам. 27 ноября 1836 театр открылся оперой М. И. Глинки «Жизнь за царя», ознаменовавшей рождение русского классического оперного искусства. В 1842 была поставлена его вторая опера — «Руслан и Людмила». Эти произведения определили начало демократизации оперного искусства, формирования реалистических принципов исполнительства. В обоих спектаклях раскрылось дарование выдающихся русских певцов О. А. Петрова и А. Я. Петровой-Воробьёвой. В оперную труппу вошли также М. С. Лебедев, А. И. Леонов, М. М. Степанова, В. А. Шемаев, M. P. Шелехова, С. С. Гулак-Артемовский, Е. А. Семёнова и др.

С 1843 на сцене театра выступала итальянская оперная труппа (в её составе певцы Дж. Рубини, П. Виардо-Гарсиа, A. Тамбурини, Джулия Гризи, Л. Лаблаш и др.). Двор оказывал ей всемерное покровительство. Русская оперная труппа была оттеснена на второй план, а в 1845 фактически изгнана и переведена в Москву. Её спектакли возобновились в Петербурге лишь с середины 50-х годов на сцене Театра-цирка, здание которого после пожара в 1859 было перестроено (архитектор А. К. Кавос) и открыто в 1860 под названием Мариинский театр. В 1883-96 под руководством архитектора B. А. Шрётера были реконструированы фасады и интерьеры, добавлен ряд помещений, деревянные конструкции заменены металлическими, улучшена акустика зала и сцены, со стороны фасада пристроен новый корпус.

Глубокие перемены в обществ. жизни России 60-х годов, деятельность крупнейших русских композиторов определили расцвет русского оперно-исполнительского искусства. Несмотря на сопротивление дирекции императорских театров, её стремление затормозить введение русского репертуара, всё более явной становится демократическая тенденция русской труппы. В 1861 театр возобновил «Руслана и Людмилу»; в 1865 — «Русалку» (первая постановка в 1856). Были осуществлены постановки опер (многие из них впервые) — «Юдифь» (1863) и «Вражья сила» (1871) Серова, «Каменный гость» Даргомыжского (1872), «Псковитянка» (1873), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882), «Млада» (1890), «Ночь перед Рождеством» (1895) Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского (1874), «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), «Орлеанская дева» (1881), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892) Чайковского, «Князь Игорь» Бородина (1890), «Орестея» Танеева (1895) и др. В репертуаре театра также западно-европейская классика, в т. ч. оперы Дж. Верди — «Сила судьбы» (1862; написана для Мариинского театра), «Травиата» (1868), «Риголетто» (1878), «Отелло» (1887), «Фальстаф» (1894, впервые на русском языке), К. М. Вебера, В. А. Моцарта, Дж. Пуччини и др. Музыкальным руководителем и дирижёром (в 1860-69) был К. Н. Лядов, затем (в 1863-1916) Э. Ф. Направник, деятельность которого сыграла значительную роль в истории театра (установил творческие связи с известными русскими композиторами, собрал в театре лучшие артистические силы, поднял профессиональный уровень оперных постановок). Среди солистов театра певцы Ф. П. Комиссаржевский, Е. А. Лавровская, Д. М. Леонова, И. А. Мельников, Ф. К. Никольский, Ю. Ф. Платонова.

В конце 19 — начале 20 веков в театре выступали крупнейшие мастера оперного искусства: И. А. Алчевский, А. Ю. Больска, М. И. Долина, И. В. Ершов, Е. И. Збруева, B. И. Касторский, В. И. Куза, Ф. В. Литвин, Е. К. Мравина, Э. К. Павловская, М. А. Славина, Л. В. Собинов, Ф. И. Стравинский, И. В. Тартаков, М. И. и H. H. Фигнеры, М. Б. Черкасская, Л. Г. Яковлев и др. Часто выступал Ф. И. Шаляпин. В репертуаре театра оперы Р. Вагнера (в т. ч. тетралогия «Кольцо нибелунга»), «Электра» Р. Штрауса, «Сказание о невидимом граде Китеже», «Хованщина» и др. Спектакли отличались законченным музыкальным ансамблем. В театре работали известные дирижёры Ф. М. Блуменфельд, А. Коутс, художники А. Н. Бенуа, А. Я. Головин, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев.

Октябрьская революция 1917 года создала условия для подлинного расцвета театрального искусства. Правительственным декретом 9 ноября 1917 года театр объявлен государственным и передан в ведение Наркомпроса. Многие спектакли (часто бесплатные) ставились по заявкам рабочих, солдат, матросов, учащихся, служащих. Артисты в составе концертных бригад выезжали на фабрики и заводы города, в воинские части. В 1920 театр получил наименование Государственного академического театра оперы и балета, в 1935 ему присвоено имя C. М. Кирова. Коллектив продолжал лучшие традиции, заложенные крупнейшими мастерами театрального искусства. Появились новые постановки оперной классики и произведений современных зарубежных композиторов, в т. ч. «Тангейзер» и «Риенци» Вагнера (1923), «Севильский цирюльник», «Дон Жуан» (1924); «Саломея» (1924) и «Кавалер роз» (1928) Р. Штрауса, «Воццек» Берга (1927). Подлинным событием стала постановка «Бориса Годунова» в авторской редакции (1928). Появляются оперы советских композиторов, основное внимание которых было направлено на историко-революционную и современную советскую тематику: «Орлиный бунт» Пащенко (1925), «Лёд и сталь» Дешевова (1930), «Броненосец „Потёмкин“» Чишко (1937), «В бурю» Хренникова (1939). В 1925 поставлена опера С. С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». Возобновляются оперы русских классиков: «Пиковая дама» (1935), «Иван Сусанин» (1939, с новым текстом); «Чародейка» Чайковского (1941). Расширяется балетный репертуар: «Жар-птица» (1921), «Пульчинелла» (1926), «Байка про лису, петуха, кота да барана» (1927) Стравинского, опера-балет «Млада» Римского-Корсакова (1923), «Ночь на Лысой горе» на музыку Мусоргского (1924), «Времена года» Глазунова (1924), «Крепостная актриса» Корчмарёва (1927), «Красный мак» Глиэра (1929), «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1934), «Утраченные иллюзии» (1936), «Партизанские дни» (1937) Асафьева, «Сердце гор» Баланчивадзе (1938), «Лауренсия» Крейна (1939), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1940) и др. В 1939 театр награждён орденом Ленина. В 1940 его лучшие спектакли были показаны в Москве на Декаде искусства Ленинграда. В августе 1941 театр был эвакуирован в Пермь; здесь состоялись премьеры опер: «Емельян Пугачёв» Коваля (1942), «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова (1943) и балета «Гаянэ» Хачатуряна (1942). Артисты театра выезжали с концертными бригадами на фронт, выступали в госпиталях, воинских частях, в колхозах и на предприятиях. Летом 1944 театр возвратился в Ленинград; открыт 1 сентября оперой «Иван Сусанин».

На сцене театра в разное время выступали крупнейшие певцы — П. З. Андреев, Н. А. Большаков, Г. А. Боссэ, Р. Г. Горская, В. А. Давыдова, И. В. Ершов, Р. Л. Изтур, В. И. Касторский, О. А. Кашеварова, К. А. Лаптев, С. И. Мигай, А. Ю. Модестов, О. Ф. Мшанская, Г. М. Нэлепп, И. А. Нечаев, Г. Н. Орлов, В. К. Павловская, Н. К. Печковский, С. П. Преображенская, М. О. Рейзен, В. Р. Сливинский, И. П. Яшугин и др.; солисты балета — Н. А. Анисимова, Ф. И. Балабина, Т. М. Вечеслова, Р. И. Гербек, Е. П. Гердт, H. M. Дудинская, М. А. Дудко, А. Н. Ермолаев, Н. А. Зубковский, О. Г. Иордан, С. Г. Корень, Л. С. Леонтьев, A. В. Лопухов, Е. М. Люком, А. М. Монахов, В. А. Семёнов, М. Т. Семёнова, К. М. Сергеев, Г. С. Уланова, B. М. Чабукиани, А. Я. Шелест и др.; дирижёры — А. В. Гаук, В. А. Дранишников, Р. Е. Дриго, C. В. Ельцин, А. Коутс, Э. А. Купер, Н. А. Малько, А. М. Пазовский, Д. И. Похитонов, Г. Г. Фительберг; режиссёры — А. Б. Винер, Э. И. Каплан, И. М. Лапицкий, В. А. Лосский, С. Д. Масловская, В. Э. Мейерхольд, С. Э. Радлов, Н. В. Смолич, Л. В. Баратов; балетмейстеры — А. Я. Ваганова, В. И. Вайнонен, Р. В. Захаров, Л. С. Леонтьев, Л. М. Лавровский, Ф. В. Лопухов, В. И. Пономарёв, А. И. Чекрыгин; художники — А. Я. Головин, В. В. Дмитриев, К. А. Коровин, В. А. Щуко.

В 40-50-е годы возобновляются оперы — «Пиковая дама» (1946), «Дубровский» (1947), «Аида» (1948), «Кармен» (1948), «Фауст» (1949), «Князь Игорь» (1954), «Риголетто» (1954) и др. Из постановок русских классических опер выделялись «Руслан и Людмила» (1947 и 1954), «Борис Годунов» (1949), «Мазепа» (1950), «Хованщина» (1952), «Псковитянка» (1952), «Садко» (1953), из произведений советских композиторов наиболее значительные были постановки опер — «Дуэнья» («Обручение в монастыре») Прокофьева (1946), «Семья Тараса» (1950), «Декабристы» (1953), «Мать» (1957); «Судьба человека» Дзержинского (1961). Среди постановок советских балетов: «Золушка» (1946) и «Каменный цветок» (1957) Прокофьева, «Медный всадник» (1949); «Шурале» Яруллина (1950), «Спартак» (1956), «Тропою грома» (1958); «Берег Надежды» Петрова (1959), «Маскарад» Лапутина (1960) и др. Многие из этих спектаклей отмечены новаторскими поисками, оригинальным хореографическим решением и вошли в золотой фонд репертуара театра. Художественное руководство в эти годы осуществляли дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр И. Ю. Шлепянов, хормейстер В. П. Степанов, дирижёры балетных спектаклей Е. А. Дубовский и П. Э. Фельдт. Позднее в театре работали дирижёры — Э. П. Грикуров, А. И. Климов, К. А. Симеонов; режиссёр Е. Н. Соковнин, хормейстер А. В. Михайлов, художник С. Б. Вирсаладзе, балетмейстеры — P. В. Лопухов, П. А. Гусев, Б. А. Фенстер, К. М. Сергеев.

В 60-70-е годы репертуар театра обогатился значительными постановками, среди которых оперы: «Лоэнгрин» (1962); «Октябрь» Мурадели (1964), «Гуняди Ласло» Эркеля (1965), «Питер Граймс» (1965), «Волшебная флейта» (1966); «Оптимистическая трагедия» (1966) и «Анна Онегина» (1967) Холминова, «Лючия ди Ламмермур» (1969, впервые в СССР); «Василий Губанов» Клебанова (1970), «Абесалом и Этери» (1971); «Интервенция» Успенского (1972), «Кармен» (1973); «Петр I» Петрова (1975), и балеты (преимущественно произведения советских композиторов): «Отелло» Мачавариани (1960), «Легенда о любви» Меликова, «Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича (оба в 1961), «Далёкая планета» Майзеля (1963), «Двенадцать» Тищенко (1964), «Жемчужина» Симонян (1965), «Человек» Салманова (1966), «Страна чудес» Шварца (1967), «Горянка» Кажлаева (1968), «Волынщик из Стракониц» Матвеева, «Скифская сюита» на музыку С. С. Прокофьева и «Двое» на музыку симфонической поэмы A. Д. Меликова «Метаморфозы» (все в 1969), «Гамлет» Червинского (1970), «Сотворение мира» Петрова (1971), «Икар» Слонимского (1974). Театр осуществил сценические постановки кантаты Прокофьева «Александр Невский» (1969) и «Патетической оратории» Свиридова (1970).

Здание театра неоднократно подвергалось перестройке. В 1944 здание восстановлено после разрушений, причинённых бомбардировками во время блокады Ленинграда; в 1968-70 полностью реконструировано. Зрительный зал рассчитан на 1625 мест. Длина зала с учётом оркестровой ямы 22,1 м, ширина 19,46 м, высота 18 м. Глубина сцены 18 м, ширина 20 м, размер портала сцены — 16×9 м.

Литература: Никольский Д., Десятилетие концертов хора императорской русской оперы в С.-Петербурге. (1888-1898), СПБ, 1898; «ЕИТ», Сезоны 1890-1915; Плещеев A., Наш балет. (1673-1899), СПБ, 1899; Императорские Мариинский и Большой театры. Сезон 1907-1908, СПБ, 1908; (Свириденко С.), Русская опера в Мариинском театре за 25 лет. Очерк, «РМГ», 1912, No 1-2, 4-5; Шкафер В. П., Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1890-1930 гг., Л., 1936; Слонимский Ю., Мастера балета, (Л.-М.), 1937; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера. (1890-1910), Л.-М., 1940; Ленинградский государственный ордена Ленина Академический театр оперы и балета. (Сб. статей, Л.), 1940; П. И. Чайковский на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. (Сб. статей), Л., 1941; Советский театр. К тридцатилетию советского государства, М., 1947; Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны. Сб. статей, Л.-М., 1948; Похитонов Д., Из прошлого русской оперы, (Л.), 1949; Слонимский Ю., Советский балет, М. — Л., 1950; Первая русская революция и театр. (Сб.), М., 1956; Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, М., 1957; Музыкальный Ленинград. 1917-1957. (Путеводитель-справочник), Л., 1958; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958; её же, Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.-М., 1963; её же. Русский балетный театр начала XX века, (ч. 1-2, Л., 1971-72); Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Очерк, Л., 1959; его же, Русский советский оперный театр, Л., 1963; его же, Русский оперный театр XIX века (т. 1-3, Л., 1969-73); Богданов-Березовский В., Ленинградский государственный академический ордена Ленина театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Л., 1959; Музыкальная жизнь Ленинграда. Сб. статей, Л., 1961; Левик С. Ю., Записки оперного певца, М., 1962; Теляковский В. A., Воспоминания, Л.-М., 1965; Ленинградский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова. 1917-1967, (Л., 1967).

Л. В. Михеева
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша, 1973—1982


История балета

«Баядерка» в Мариинском театре

История труппы начиналась с придворных спектаклей, где участвовали профессиональные танцовщики и танцовщицы, появившиеся после учреждения императрицей Анной Иоанновной в 1738 Танцевальной школы. Под руководством французского педагога Ж. Б. Ланде русские ученики (из низших сословий) легко усваивали изящные формы, разработанные европейским балетом, и сообщали им широту и плавность народной пляски. Уже первые выпускники школы — А. Сергеева, А. Тимофеева, А. Топорков — могли конкурировать с иностранными танцовщиками, а Т. С. Бубликов имел большой успех и в Вене. Иностранные балетмейстеры и педагоги Ф. Хильфердинг, Г. Анджолини, Дж. Канциани, Ш. Ле Пик, работавшие в Петербурге, знакомили русских артистов с достижениями европейской хореографии.

Однако с первых шагов молодой русский балет отличался самобытностью. Классицизм на русской почве обрёл черты патриотизма и гражданственности, что нашло отражение, например, в балете Анджолини по трагедии Сумарокова «Семира» (1772). Лучшие танцовщики той поры сочетали профессионализм с одухотворённостью.

В 1783 был построен Большой (Каменный) театр (в 1836 здание перестраивалось А. К. Кавосом). Здесь развернулась деятельность танцовщика, педагога и первого русского балетмейстера И. И. Вальберха. В его балетах пантомима и виртуозный танец служили не для воспевания царей и богов: сентиментализм выдвинул новых героев — обыкновенных людей. Вальберх поставил первый балет из современной жизни — «Новый Вертер» (1799), один из первых балетов на шекспировский сюжет — «Ромео и Юлия» (1809), прославил победу 1812 года в дивертисменте «Торжество России, или Русские в Париже» (1814).

Заметное влияние на развитие петербургского балета оказал Ш. Л. Дидло. Знаток различных европейских школ, он был свидетелем борьбы Ж. Ж. Новера с отжившими канонами придворного балета, учился у Ж. Доберваля. Творчество Дидло в России совпало с подъёмом национальной культуры, что способствовало росту петербургского балета, ставшего одним из передовых в Европе. Дидло ставил балеты на мифологические, исторические, жанровые сюжеты, дивертисменты с разнохарактерными танцами. Танцевальные поэмы Дидло «Зефир и Флора» (1804), «Амур и Психея» (1809), «Ацис и Галатея» (1816) Кавоса предвещали наступление романтизма. В них уже намечалось взаимодействие ансамблевого и сольного танцев. Героями пантомимных балетов на исторические сюжеты были борцы за свободу и справедливость («Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» на музыку Венюа, 1817; «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» на муз. Кавоса и Жучковского, 1819, и др.). Дидло стремился к психологизации образов, драматизации действия. В 1823 театр обратился к поэзии Пушкина, поставив балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» на музыку Кавоса (1823). В репертуаре, созданном Дидло, раскрылись таланты М. И. Даниловой, А. И. Истоминой, Е. А. Телешовой, А. С. Новицкой, Огюста (О. Пуаро), Н. О. Гольца.

30-е годы 19 века были ознаменованы утверждением романтизма с его разладом мечты и действительности, уходом в мир ирреальных образов, видений. В 1837 итальянский хореограф Ф. Тальони и его дочь М. Тальони показали в Петербурге балет «Сильфида». Поэтика романтизма оказалась близкой русскому исполнительскому стилю. В 1842 в балете «Жизель» (постановка Ж. Коралли и Ж. Перро) с успехом выступила Е. И. Андреянова. «Земную» линию романтизма представляли балеты Ж. Перро, возглавлявшего петербургский балет в 1848-59. В балетах «Эсмеральда» и «Катарина» Пуньи, «Фауст» Пуньи и Паниццы, и других противопоставлялись страсти, характеры, обстоятельства. На петербургской сцене выступали Ф. Эльслер, К. Гризи, Ф. Черрито. Вслед за иностранными танцовщицами романтический репертуар осваивали русские балерины Н. К. Богданова, М. Н. Муравьёва, М. С. Суровщикова-Петипа и др.

С 1860 театр начал работать в новом здании (построено арх. А. К. Кавосом) и получил название Мариинского театра.

В 1859 балетмейстера Перро сменил А. Сен-Леон, который придерживался канонов многочастного парадного спектакля. Обращение к русской теме в его балетах «Конёк-Горбунок» (1864) и «Золотая рыбка» (1867) было поводом для постановки дивертисментов.

Преемником Перро и Сен-Леона стал М. И. Петипа (с 1847 солист балета, затем — балетмейстер, в 1869-1903 — главный балетмейстер театра). Вначале он придерживался эстетики монументальных балетных представлений. Постановки: «Дочь фараона» (1862), «Царь Кандавл» (1868), «Дон Кихот» (1871), «Баядерка» (1877). В этих спектаклях, созданных на музыку Пуньи и Минкуса, Петипа начал разрабатывать симфонические формы танца. Развивая принципы своих предшественников, он создал выдающиеся произведения хореографии — сцену «царство теней» в балете «Баядерка» и др. Петипа совершенствовал каноны академического танца, разрабатывал новые формы. Владение разнообразными средствами балетного театра позволило Петипа вместе с композиторами П. И. Чайковским и А. К. Глазуновым создать первые балеты-симфонии: «Спящая красавица» (1890), «Лебединое озеро» (1895, совм. с Л. И. Ивановым), «Раймонда» (1898). Балеты Петипа требовали высокого профессионализма труппы, который достигался благодаря педагогическим талантам Х. П. Иогансона, Э. Чеккетти. В балетах Петипа и Иванова выступали М. С. Суровщикова-Петипа, Е. О. Вазем, Е. П. Соколова, В. А. Никитина, М. М. Петипа, П. А. Гердт, П. К. Карсавин, Н. Г. Легат, И. Ф. Кшесинский, А. В. Ширяев и др. Деятельность Петипа подвела итоги художественных завоеваний 19 века и стала наиболее значительной эпохой в истории русского балета. Шедевры выдающегося балетмейстера составили классическое наследие мировой хореографии. Они наследуются и советским балетным театром.

В начале 20 века хранителями академических традиций были артисты О. И. Преображенская, М. Ф. Кшесинская, В. А. Трефилова, Ю. Н. Седова, А. Я. Ваганова, Л. Н. Егорова, Н. Г. Легат, С. К. Андрианов. Однако с уходом Петипа эстетика академизма постепенно превращалась в догму, тормозящую творческую мысль. Борьбу с рутиной возглавил М. М. Фокин. В поисках новых форм он опирался на современное изобразительное искусство. Излюбленной сценической формой балетмейстера стал одноактный балет с лаконичным непрерывным действием, с чётко выраженной стилистической окраской: «Павильон Армиды» (1907), «Шопениана» (1908), «Египетские ночи» (1908), «Карнавал» (1910), «Петрушка» (1911), а также «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» (1909). В балетах Фокина прославились Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, А. П. Павлова.

В первые годы после Октябрьской революции 1917 года перед театром встали задачи сохранения наследия и создания нового репертуара, отвечающего требованиям времени. Ответственность за их решение легла на плечи ведущих артистов театра: Е. П. Гердт, П. А. Гусева, Л. С. Леонтьева, А. В. Лопухова, Е. М. Люком, О. П. Мунгаловой, В. И. Пономарёва, В. А. Семёнова, Б. В. Шаврова. В 1922 труппу возглавил Ф. В. Лопухов. Под его руководством театр тщательно сохранял лучшие балеты Петипа и Иванова, Фокина и А. А. Горского.

Балетмейстер-новатор Лопухов создал оригинальные постановки, где смело экспериментировал в области хореографической выразительности и танцевального симфонизма: «Величие мироздания» на музыку Бетховена (1923), «Ночь на Лысой горе» на музыку Мусоргского (1924), «Пульчинелла» (1926), «Ледяная дева» (1927), «Байка про лису» (1927); «Болт» Шостаковича (1931) и др. Разработанная им теория балетного искусства, практические находки явились первыми шагами в развитии советского балетного театра. В 1929 на сцене театра Лопуховым, Пономарёвым и Леонтьевым был поставлен первый советский балет «Красный мак», в 1930 — др. балет на современную тему — «Золотой век» на музыку Шостаковича, созданный В. И. Вайноненом, Л. В. Якобсоном и В. П. Чесноковым. В 1920-30-е годы в труппу театра влились выпускники Ленинградского хореографического училища, подготовленные педагогами А. Я. Вагановой, М. Ф. Романовой, Е. П. Снетковой-Вечесловой, Н. П. Ивановским, Пономарёвым, А. В. Ширяевым. Среди них: Н. А. Анисимова, Ф. И. Балабина, Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, А. Н. Ермолаев, Н. А. Зубковский, О. Г. Иордан, М. Т. Семёнова, К. М. Сергеев, Г. С. Уланова, В. М. Чабукиани, А. Я. Шелест.

В 1930-40-е годы, когда главное место в балете заняли драматургия и режиссёрская разработка сюжета, были созданы лучшие спектакли этого времени: «Пламя Парижа» (1932, балетмейстер Вайнонен), «Бахчисарайский фонтан» (1934, Р. В. Захаров), «Лауренсия» (1939, В. М. Чабукиани) и «Ромео и Джульетта» (1940, Л. М. Лавровский).

В годы Великой Отечественной войны артисты, оставшиеся в блокадном Ленинграде, под руководством О. Г. Иордан выезжали на фронт, выступали на заводах и в госпиталях. Основной коллектив был эвакуирован в Пермь, где шли поставленные ранее спектакли, создавались новые («Гаянэ», балетм. Анисимова, 1942). В военные и первые послевоенные годы в труппу вошли молодые артисты И. Д. Бельский, Б. Я. Брегвадзе, Л. И. Войшнис, Ю. Н. Григорович, И. Б. Зубковская, Н. А. Кургапкина, А. А. Макаров, О. Н. Моисеева, Н. А. Петрова, В. Д. Ухов, К. В. Шатилов, Н. Б. Ястребова. В 1940-50-е годы были поставлены новые спектакли. Военной теме посвящены балеты «Татьяна» Крейна (балетм. В. П. Бурмейстер) и «Милица» Асафьева (балетмейстер Вайнонен) — оба 1947. Балеты «Медный всадник» Глиэра (1949, Захаров) и «Тарас Бульба» Соловьёва-Седого (1955, Б. А. Фенстер) продолжили линию обработок литературных произведений. В балетах-сказках «Золушка» (1946, К. М. Сергеев) и «Шурале» (1950, Л. В. Якобсон) широко использовался классический танец.

Творческим подъёмом отмечены 1950-1960-е годы. В этот период, отталкиваясь от античной пластики, экспериментировал Якобсон («Спартак», 1956); он утверждал универсальность выразительных возможностей хореографии в «Хореографических миниатюрах» (1958). В балете «Клоп» (1962) ему удалось воссоздать творческую лабораторию поэта-трибуна, где рождались сатирические образы современных мещан. Спектакль Якобсона «Двенадцать» (1964) воплотил революционную поэтику А. А. Блока. В 1958 балетмейстер Сергеев поставил балет «Тропою грома», посвященный борьбе с расизмом. Принципиальное значение приобрели постановки нового поколения балетмейстеров. Балеты «Каменный цветок» (1957) и «Легенда о любви» (1961) Григоровича, «Берег надежды» (1959) и «Ленинградская симфония» (1961) Бельского возрождали традиции симфонического танца, разработанные Петипа и продолженные Лопуховым, непрерывности танцевально-музыкального действия, утверждённые Фокиным. Хореографы нашли новые формы для воплощения значительного содержания. Новый творческий метод способствовал раскрытию дарований молодых артистов — А. И. Грибова, А. В. Гридина, И. А. Колпаковой, Э. В. Минченок, А. Е. Осипенко, И. А. Чернышёва, позднее — Г. Т. Комлевой, А. И. Сизовой, Ю. В. Соловьёва. Наиболее значительные спектакли 1960-70-х гг. — «Горянка», поставленный О. М. Виноградовым (1968), «Сотворение мира», поставленный Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёвым (1971), и др.

Творческую жизнь балетного коллектива Театра им. Кирова всегда отличало сочетание традиций и новаторства. В репертуаре театра сохраняются спектакли классического наследия («Жизель», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Баядерка», «Корсар», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Шопениана»), лучшие постановки советского времени (Захарова, Лавровского, Сергеева, Якобсона, Григоровича, Бельского). Труппа стремится к поискам новых тем и образов, к открытиям новых средств выразительности. Главными балетмейстерами театра и художественными руководителями балетной труппы были — Ф. В. Лопухов (1944-45, 1951-56), П. А. Гусев (1945-50), Б. А. Фенстер (1956-59), К. М. Сергеев (1951-55, 1960-70), И. Д. Бельский (1973-77). В постановках спектаклей участвовали дирижёры — А. В. Гаук, В. А. Дранишников, Б. А. Дубовской, С. В. Ельцин, Э. А. Купер, П. Э. Фельдт, Э. П. Грикуров; художники — В. М. Ходасевич, М. П. Бобышов, П. В. Вильямc, В. В. Дмитриев, В. И. Дорер, С. Б. Вирсаладзе (в 1945-62 гл. художник театра), А. Д. Гончаров и др.

Энциклопедия «Балет» под ред. Ю. Н. Григоровича, 1981


В 1988 году главным дирижером театра стал Валерий Гергиев. 16 января 1992 года театру было возвращено его историческое название — Мариинский. А в 2006 году труппа и оркестр театра получили в своё распоряжение построенный по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева Концертный зал на улице Декабристов, 37. 2 мая 2013 года открылась новая сцена Мариинского театра (Мариинский-2).

реклама

вам может быть интересно

Конкурс пианистов имени Шопена Фестивали, конкурсы, премии
Оперный фестиваль в Савонлинне Фестивали, конкурсы, премии

Публикации

«Травиата» — другой взгляд (operanews.ru) 21.07.2015 в 21:39
Ещё раз о «Пиковой даме» (operanews.ru) 29.06.2015 в 12:52
Оперная панорама (operanews.ru) 09.02.2015 в 21:46
«Тоска» фестивальная (operanews.ru) 14.07.2014 в 21:00
Сон о яблоневом саде (operanews.ru) 10.02.2014 в 14:06
Катарсис все же состоялся (operanews.ru) 07.07.2013 в 15:15
Два майских вечера в опере (operanews.ru) 27.05.2012 в 15:09
Возрождение «Мёртвых душ» (operanews.ru) 26.02.2012 в 16:19
Театр всея Руси 19.06.2003 в 17:25
«Сказки Гофмана» в Мариинке (operanews.ru) 21.11.2000 в 15:58

Словарные статьи

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Город

Санкт-Петербург

Год основания

1783

Тип

театры и залы

просмотры: 17840
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть