Mathis der Maler
Опера немецкого композитора Хиндемита в семи картинах; либретто композитора. Премьера: Цюрих, 28 мая 1938 г.; в Германии — Штутгарт, 13 декабря 1946 г.
Основные действующие лица:
- Матис (баритон)
- Альбрехт (тенор)
- Лоренц фон Поммерсфельден (бас)
- Урсула (меццо-сопрано)
- Регина (сопрано)
- Ридингер (бас)
-
Швальб (тенор)
Сюжет
1524 год. Майнц во времена Крестьянской войны. Художник Матис работает над росписью собора. Он далек от политики. Встретив предводителя крестьян Швальба с дочерью Региной, он помогает раненому мятежнику скрыться от преследователей и сам втягивается в борьбу на стороне восставших. Когда настоятель собора Поммерсфельден требует казни Матиса за его помощь Швальбу, покровитель художника кардинал Альбрехт защищает его. Матис в гуще борьбы. Он вынужден расстаться со своей возлюбленной Урсулой, которую протестанты сватают (во имя примирения) за католического кардинала. Матис становится свидетелем рсправы крестьян над аристократом и его женой. Он пытается защитить несчастную женщину и сам чуть не погибает. Спасаясь от преследователей вместе с Региной, обессиленный художник впадает в забытье. Его посещают различные видения. Одно из них, в виде его покровителя Альбрехта, преобразившегося в отшельника, внушает Матису, что его долг — вернуться к творчеству. Матис снова в своей мастерской. Рядом с ним умирающая Регина и Урсула. Закончив последнюю картину, он принимает решение покинуть Майнц. Кардинал уговаривает его остаться, но Матис неумолим. Он уходит, чтобы завершить свой путь вдали от земных радостей.
Хиндемит в своей опере раскрывает судьбу великого немецкого художника М. Грюневальда (1480—1525), создавшего Изенгеймский алтарь. Его мучает вопрос о месте художника в жизни общества, на который нет однозначного ответа. В опере велика роль оркестра. Через всю партитуру проходит лейтмотив песни «Три ангела», связанный с сюжетом одной из картин Грюневальда — «Концерт ангелов».
Премьера должна была состояться в Германии п/у Фуртвенглера в 1934 году, но была запрещена нацистами. На немецкой сцене сочинение было поставлено только в 1946 году (Штутгарт). В настоящее время ставится на ведущих сценах мира (1960, Гамбург; 1974, Лондон и др.).
Дискография: CD — EMI. Дир. Кубелик, Матис (Фишер-Дискау), Альбрехт (Кинг), Урсула (Вагеман), Регина (Кошут).
Е. Цодоков