Мендельсон. Симфоническое творчество

Symphony music

Композитор
Жанр
Страна
Германия
Феликс Мендельсон-Бартольди / Felix Mendelssohn Bartholdy

Оркестровая музыка — та область, в которой Мендельсон создал произведения, с полным основанием считающиеся классическими образцами музыкального искусства. Правда, это относится не ко всем сочинениям Мендельсона. Причина ряда творческих неудач Мендельсона (впрочем, не только его одного; в известной мере это относится, например, и к симфонической музыке Шумана) проистекала отчасти от того, что применяемые формы и приемы развития классического симфонизма не всегда соответствовали характеру музыкальных образов, лирическому, по существу, содержанию симфоний. Там же, где Мендельсон в музыкальном воплощении своих замыслов исходил из особенностей своей тематики и художественно-поэтического мышления, он добивался положительных результатов.

Пример тому — его симфонии. Мендельсон написал пять симфоний. Первая, сочиненная в пятнадцатилетнем возрасте — свидетельство раннего владения композиторской техникой. Вторая симфония, «Реформационная», и симфония-кантата «Lobgesang» («Хвалебная песня») написаны «на случай». «Реформационная» симфония (1829—1830) связана с празднованием трехсотлетия реформации; «Хвалебная» относится к 1840 году и посвящена четырехсотлетию со дня изобретения книгопечатания.

«Реформационную» симфонию Мендельсон сам считал неудачным произведением. При жизни композитора она не была издана и вошла в посмертное издание. Симфония-кантата «Хвалебная песня» с хоровым финалом, наподобие Девятой симфонии Бетховена, звучит довольно торжественно и монументально; однако это чисто внешние качества и отнести эту симфонию к значительным музыкальным явлениям нельзя. Другие две симфонии — «Шотландская» и «Итальянская» — принадлежат к лучшим страницам творчества Мендельсона. Их художественный замысел возник на основе богатых и сильных впечатлений от искусства и солнечной природы Италии, романтизированной истории и природы Шотландии. В них произошло то внутреннее слияние конкретного творческого задания с воплощающей его формой, которые определили высокое художественное качество этих произведений.

* * *

Большой интерес представляют в творчестве Мендельсона его программные увертюры.

Увертюра имеет давнюю историю. Развиваясь главным образом внутри музыкально-театральных жанров, увертюра вбирала в себя элементы программности через тематическую или идейно-психологическую связь с оперой или драмой.

Увертюры Глюка, Моцарта, Керубини, в особенности же Бетховена, благодаря художественной завершенности замысла и формы приобрели самостоятельное значение, что привело к практическому использованию их в концертном репертуаре симфонических оркестров.

Однако первоначально увертюры Глюка, Моцарта, Бетховена были задуманы как вступления к опере или драматическому спектаклю. Первая увертюра, созданная как программно-симфоническая концертная пьеса для оркестра — «Сон в летнюю ночь» Мендельсона. Это дает известные основания считать Мендельсона родоначальником нового жанра концертной программной увертюры. Источником программного содержания для такой увертюры может быть и литературное произведение, и личные переживания, впечатления от картин природы или произведений искусства. Большинство увертюр Мендельсона — «Фингалова пещера» (или «Гебриды»), «Морская тишь и счастливое плавание», «Прекрасная Мелузина» — самостоятельные концертные произведения. Увертюры «Рюи Блаз» и «Аталия» написаны к сценическим произведениям В. Гюго и Ж. Расина.

Программная романтическая увертюра унаследовала исторически отстоявшуюся в этом жанре одночастную сонатную форму — наиболее гибкую, способную к сжатой, концентрированной передаче драматической идеи. Одночастная оркестровая увертюра получила большое распространение и сделалась как бы новой разновидностью симфонии. Блестящие ее образцы — в творчестве Берлиоза, Шумана, Глинки, Чайковского. Увертюра подготовила также и новый жанр в музыке XIX века — одночастную программную симфоническую поэму, утвержденную в музыке Листа.

В. Галацкая


Симфонические произведения:

Симфония c-moll op. 1 (1824)
Увертюра «Сон в летнюю ночь» ор. 21 (1826)
Увертюра «Морская тишь и счастливое плавание» ор. 27 (1828)
Увертюра «Гебриды», ор. 26 (1830—1832)
«Реформационная симфония» d-moll op. 107 (1830—1832)
Увертюра «Прекрасная Мелузина» ор. 32 (1833)
«Итальянская симфония» A-dur op. 90 (1833)
«Шотландская симфония» a-moll op. 56 (1830—1842)
Увертюра «Рюи Блаз» ор. 95 (1839)
Увертюра к «Аталии» ор. 74 (1843—1844)

реклама

вам может быть интересно

Барток. Струнный квартет No. 1 Камерные и инструментальные

Словарные статьи

Симфония 12.01.2011 в 16:12
Увертюра 12.01.2011 в 18:31

рекомендуем

смотрите также

Реклама