Минор

Категории словаря

итал. minore, от лат. minor — меньший; также moll, от лат. mollis — мягкий

Лад, в основе к-рого лежит малое (минорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия. Структура минорного лада (a-moll, или ля минор):

Основной звукоряд. (мелодическая модель ряда)

Главные аккорды. Гармоническая модель гармонического минора

М. (как трезвучие, не совпадающее полностью с нижними тонами натурального звукоряда, и как лад, строящийся на основе этого трезвучия) имеет тёмную окраску звучания, противоположную мажору, что составляет один из важнейших эстетич. контрастов в музыке. М. (собственно "минорность") может пониматься и в расширительном смысле - не как лад определ. структуры, а как ладовая окраска, обусловливаемая наличием звука, расположенного на малую терцию вверх от осн. тона лада. С этой точки зрения качество минорности свойственно большой группе ладов: натуральным эолийскому, фригийскому, дорийскому, нек-рым пентатонным (a-c-d-e-g) и др.

В нар. музыке родственные М. натуральные лады минорной окраски существовали, по-видимому, уже в далёком прошлом. Минорность издавна свойственна также значит. части мелодий проф. светской (в частности, танцевальной) музыки. Однако лишь в сер. 16 в. прототипы М. - эолийский лад вместе со своей плагальной разновидностью - были узаконены в европ. муз. теории (в трактате Глареана "Dodekachordon", 1547) в качестве IX и X церк. тонов. 16 век - время вытеснения старых ладов мажором и М. (во всех жанрах от бытовой танц. музыки до высокой полифонии). Эпоха функционального мажора и М. охватывает в европ. музыке 17-19 вв. Процесс освобождения от интонац. формул старых ладов был для М. более сложен, чем для мажора. И даже в классико-романтич. период (с сер. 18 до кон. 19 вв.), когда М. по образцу мажора приобрёл свой классич. вид (опора на три главных аккорда - Т, D и S), в структуре лада прочно закрепилась двойственность нек-рых ступеней (высокая VII при движении вверх, низкая VII при движении вниз) - остаток прежнего богатства ренессансной ладовости. К кон. 19 в. М. (как и мажор) отчасти реорганизуется за счёт включения в лад недиатонич. элементов и функциональной децентрализации. В совр. музыке М. существует как одна из многочисл. звуковых систем. См. Наклонение.

Ю. Н. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Chasse, шассе Балет и танец
Академизм Течения в искусстве

рекомендуем

смотрите также

Изаи Эжен Биографии
Arrondi, арронди Балет и танец
Шум Термины и понятия
Корнет Музыкальные инструменты
En face, ан фас Балет и танец
Большая опера Опера, вокал, пение
Чарлстон Музыкальные жанры
Румынский балет Балет и танец
Симфоническая поэма Музыкальные жанры

Реклама