Мюзик-холл

Категории словаря

англ. music — музыка, hall — зал; музыкальный зал, концертный зал

Вид эстрадного театра. Программы М.-х. состоят из небольших номеров разных жанров, составляющих музыкально-эстрадные концерты или тематически и сюжетно цельные музыкально-эстрадные спектакли (обозрения, ревю). Возник М.-х. в Лондоне; отдалённые истоки его - любительские выступления посетителей одной из окраинных таверн, исполнявших (для развлечения) старинные народные песни. Её владелец Чарлз Мортон (1819-1904), прозванный впоследствии в Англии "отцом мюзик-холла", по-деловому оценил эту инициативу и стал вводить в практику кабачка выступления проф. артистов: сначала гл. обр. певцов, потом акробатов, фокусников и т. д. Само название "Мюзик-холл" утвердилось, однако, позднее, когда тот же Ч. Мортон в 1848 организовал первое предприятие такого рода - Canterbury Hall. Почин имел успех - М.-х. получил распространение в Англии и за рубежом. С 1880-х гг. М.-х. стали исключительно зрелищными предприятиями без прежних "ресторанных" функций. Крупнейшие английские (гл. обр. лондонские) М.-х. (периодически прерывали деятельность или же реорганизовывались в театры других жанров): Холборнский (1860-1941), Оксфордский (по названию улицы, на к-рой он помещался, 1861-1921), Эмпайр (1884-1927), Альгамбра (1854-1936), Колизей (1904-14), Метрополитен (с 1862). Среди известных артистов М.-х. - Ж. Грей, Г. Клифтон, Л. Коллинз, К. Ланнер, бр. Ганлон-Ли, М. Ллойд, Дж. Роби, сёстры Лимер, Г. Тент, Литл Тич.

Развитие М.-х. в других странах шло в основном тем же путём: от баров, салонов, кафе-шантанов, кафе-концертов, театров-кабаре, неизменных песенных программ - Tour de chant - к М.-х. как высшей форме эстрадных театров. В М.-х. разных стран сложились свои индивидуальные жанровые особенности: во Франции и в Италии преобладают вокальные, музыкально-инструментальные и телевизионные формы, в Германии - речевые и эстрадно-цирковые, в США - эстрадно-водевильные, эксцентрические с "гёрлс" (girls) в качестве одного из ведущих компонентов мюзик-холльного представления. Наиболее известные М.-х.: Казино де Пари, Фолибержер, Муленруж, Олимпик - во Франции; Салон Маргерит, Умберто, Эден - в Италии; Водевиль, Бурлеск, Радио-сити - в США; Винтергартен, Фридрихштадт-Палас - в Германии. Среди известных мастеров зарубежных мюзик-холлов: Жозефина Бейкер, Иветт Гильбер, Клео де Мерод, Боби Кларк, Жанна Мистенгет, Эдит Пиаф, Морис Шевалье.

В дореволюционной России М.-х. фактически не существовало. Начало поисков в этой области относится к 1927-28, когда были открыты первые М.-х. в Москве (1927, в помещении нынешнего т-ра Сатиры) и в Ленинграде (1928, в оперном т-ре Народного дома, позже - в здании нынешнего Ленинградского т-ра музыкальной комедии). Перед ними стояла задача - создать М.-х., где тематически актуальные сюжетные спектакли воплощались бы с помощью всех разнообразных средств т. н. малых форм иск-ва. В конце 20-х-30-е гг. были показаны постановки: "Чудеса XXI века, или Последний извозчик Ленинграда", "С неба свалились", "Небесные ласточки", "Условно убитый", "Туда, где льды", "Букет моей бабушки", "Шестая мира", "Артисты варьете", "Как 14-я дивизия в рай шла", "Под куполом цирка" и др. Наибольший успех сопутствовал трём последним спектаклям, в к-рых зрелищная яркость (художники M. Левин, M. M. Сапегин), выразительность музыки (комп. Дм. Я. Покрасс, Л. М. Пульвер) сочетались с актуальной тематикой, своеобразием сюжета, высоким мастерством исполнителей (Г. И. Афонин, Б. С. Борисов, Ю. С. Глизер, Рина Зелёная, В. А. Лепко, M. M. Миронова, В. Г. Токарская, Н. П. Смирнов-Сокольский, Б. М. Тенин). Начало нового этапа иск-ва М.-х. связано с открытием московского Мюзик-холла во главе с Л. Б. Мировым и А. П. Конниковым. 1-я постановка этого театра - "Когда загораются звёзды", за ней последовали "Москва - Венера, далее везде..." (1961), "Тик-Так, или Московское время" (1963), "Все цвета радуги" (1965), "Сто один день в Париже" (1966), "Я - песня" (1968), "Красная стрела прибывает в Москву" (1973). В 1966 организован ленинградский Мюзик-холл (рук. И. Я. Рахлин), в к-ром пост.: "Нет тебя прекрасней" (1967), "Миллион новобрачных" (1971), "От сердца к сердцу" (1975). Возникли М.-х. Киевский, Ташкентский, Тбилисский.

Литература: Нежный И., Былое перед глазами, М., 1963, с. 227-248; Гершуни Евг., Рассказываю об эстраде,Л., 1968, с. 86-102; Черейский И., Десять лет спустя, "Театр", 1970, No12; Энтелис Л., Не так блестит, как хочется, "Советская эстрада и цирк", 1971, No 7; Луцкая Е., Праздник на целый вечер, там же, 1971, No 12.

A. Я. Шнеер


Вид эстрадного театра. Непременно включает танцевальные номера. Наиболее типичны женские массовые т. н. "танцы гёрлс", возникшие в кон. 19 в. в Великобритании - родине М.-х. В представление входят также танцы мужские и массовые смешанного состава, выступления солистов. Для "танцев гёрлс" (обычно исполнительницы выстроены по росту - "лесенкой") характерны линейный рисунок и синхронное исполнение одинаковых движений. В России с "танцами гёрлс" впервые в нач. 20 в. выступали англ. гастролёрши. В первых сов. М.-х. (в Москве и Ленинграде со 2-й пол. 20-х гг.) танц. коллективы заняли в программах ведущее место. Их создателем был К. Я. Голейзовский. Новшеством его постановок была тесная связь танц. номеров с драматургией представления в целом. Более богатой в них стала танцевальная лексика. Голейзовский использовал ритмич. движения, элементы физкультурных упражнений и движения нар. танцев, что требовало от исполнительниц, помимо хороших внешних данных, владения танц. техникой и навыками актёрской игры. Наиболее значительные постановки Голейзовского в М.-х. - танец "30 английских гёрлс", "Чаплиниада", "Семья народов". Хореографич. сценки и сюжеты, подчас на остросоциальные темы, были созданы балетмейстерами Н. А. Глан и Э. И. Мэй в представлении "Как 14-я дивизия в рай шла" (Московский М.-х., 1932), В. Ф. Друцкой в номере "Женевская мирная конференция" (Ленинградский М.-х., 1931), Н. С. Холфиным в сюите "Морской скетч" (Московский М.-х., 1930). С сер. 30-х гг. в программах М.-х. участвовали эстрадные танцовщики - исполнители акробатич. дуэтов: Л. Ивер и А. Нельсон, М. И. Понна и А. И. Каверзин, А. А. Редель и М. М. Хрусталёв, В. П. Сергеева и А. В. Таскин. С народно-характерными номерами выступали Н. Базарова и Д. Бельский, Л. А. Спокойская, создавшая серию "социальных портретов". Во вновь открытом в 1960 Московском М.-х. связующим элементом представления стал женский танц. ансамбль "Радуга" под рук. Холфина, состоящий из разносторонне одарённых танцовщиц (иногда они исполняли игровые и вокальные номера). Лучшие танц. номера, пост. Холфиным ("Дождь над Москвой", "Когда танцует рояль" и др.), органично входили в представления. В Ленинградском М.-х. (вновь создан в 1967) возникла танцевальная группа смешанного состава (с танцовщицами жанра "травести"). В первой программе "Нет тебя прекрасней" (1967), так же как и в последующих, наиболее удачные номера, пост. балетм. Н. С. Годенко, отличались оригинальностью замысла и чёткой драматургией ("Вологодские кружевницы", "Северное сияние", "Новгородские ложечники"). Ряд пост. Ленинградского М.-х. осуществили И. Д. Бельский, В. А. Манохин, Г. А. Майоров, В. Н. Елизарьев, балетмейстеры из ГДР Г. Вальтер и Д. Зейферт.

В М.-х., возникших в 70-е гг. в Азербайджане, Грузии, Узбекистане, республиках Прибалтики, основу репертуара составляют женские массовые танцы. В Киевском М.-х. (организован в 1978) участвует танц. коллектив смешанного состава. Бульшая часть программы этого М.-х. ("Снимаемся в ревю", в т. ч. "Кадриль", "Как в кино" и др.) пост. на материале нар. танца Б. Н. Каменьковичем, мастером танцевально- игровой миниатюры. В спектаклях М.-х. 70-х гг. почти отсутствует сольный танец. Всё большее место в них занимает массовый танец, являющийся связующим элементом программы или своеобразной интермедией, вводящей зрителя в атмосферу действия.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Индонезийская музыка Национальные культуры
Зурна Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Макам Термины и понятия
Банджо Музыкальные инструменты
Революционная песня Музыкальные жанры
Фагот Музыкальные инструменты
Опера-балет Музыкальные жанры
Романс Музыкальные жанры
Этнография музыкальная Термины и понятия
Фраза Термины и понятия
Кобза Музыкальные инструменты

Реклама