Неаполитанская оперная школа

Итал. оперная школа, сложившаяся к нач. 18 в. Первым её крупным представителем был Ф. Провенцале (ум. 1704), главой - композитор А. Скарлатти. Н. о. ш., возникнув несколько позднее римской и венецианской, подытожила и обобщила достижения итал. оперы 17 в. в области композиторского творчества и исполнительства. Большое значение для её формирования и развития имели традиции неаполитанской бытовой музыки (мелодически богатой и своеобразной по колориту), а также деятельность четырёх неаполитанских консерваторий, выпустивших многих певцов-виртуозов. В Неаполе сложился и утвердился жанр итал. оперы-сериа и позднее - жанр оперы-буффа, к-рые получили распространение в других муз. центрах Италии, а затем в крупнейших странах Европы. Неаполитанская опера-сериа характеризовалась преобладанием муз. закономерностей над словесными. В её рамках откристаллизовались типичные формы оперной арии (особенно da capo), итал. оперной увертюры, типы речитатива - т. н. сухого (recitativo secco, под аккомпанемент клавесина) и аккомпанированного (recitativo accompagnato, в сопровождении оркестра), установились традиции использования оркестра в опере. Со временем в Н. о. ш. всё большую роль приобретают кантиленное пение (бельканто) и внешне блестящее виртуозное пение, позволяющие певцам демонстрировать свои вок. возможности (иногда вопреки замыслу композитора). В неаполитанской опере-сериа преобладали античные мифологич. и легендарно-историч. сюжеты, но наряду с ними встречались комедийные. Однако в трактовке любых сюжетов неаполитанцы, постепенно отказываясь от передачи историч. колорита или деталей фабулы, сосредоточили внимание на воплощении человеческих чувств в определённых ситуациях: возвышенной любви, благородной скорби, воинственного порыва, мучений ревности, идиллич. созерцательности и т. п. В результате длит. историч. отбора характерных интонаций и разл. приёмов выразительности эти эмоции получали в опере типическое выражение, вне зависимости от конкретного сюжета. Отсюда возникла возможность перестановок арий из одной оперы в другую и такие явления, как пастиччо (т. е. сборные спектакли из отрывков разл. опер). Яркие образцы неаполитанской оперы-сериа создали в 18 в. А. Скарлатти, Л. Винчи, Н. Порпора, Л. Лео, Н. Йоммелли, Т. Траэтта и др. Значит. влияние неаполитанской оперы испытал Г. Ф. Гендель, к Н. о. ш. примыкал И. А. Хассе. Среди либреттистов выделяются крупные итал. поэты и драматурги А. Дзено и П. Метастазио. На либр. Метастазио ("Артаксеркс", "Покинутая Дидона" и др.) в 18 в. писали мн. неаполитанские композиторы, причём на одно и то же либр. создавались десятки опер. К 30-м гг. 18 в. недостатки неаполитанской оперы-сериа были не только замечены современниками, но вызвали сатирич. памфлеты и пародии. Оперу называли "концертом в костюмах" из-за засилия певцов, особенно певцов-кастратов, блестящих виртуозов, нарушавших, однако, художеств. правдоподобие изображаемых персонажей. К сер. 18 в. наиболее вдумчивые композиторы пытались преодолеть создавшуюся традицию и пересмотреть муз. концепцию оперы, но до реформы К. В. Глюка (началась в 1762) это положение в целом не было поколеблено. К кон. 18 в. облик неаполитанской оперы постепенно изменился, т. к. её представители (Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло и др.), работая также в жанре оперы-буффа, использовали достижения оперы-буффа в жанре оперы-сериа. Опера-буффа сложилась в Неаполе в 30-е гг. 18 в., когда из комич. интермедий в опере-сериа и из диалектной комедии с музыкой возникли небольшие оперные произв. шуточного характера с участием персонажей, близких маскам комедии дель арте. Одним из первых представителей нового жанра стал Дж. Перголези, в музыке к-рого проявились яркие буффонные черты ("Служанка-госпожа", 1733). Позднее в творчестве Пиччинни опера-буффа приобрела сентименталистский оттенок. Композиторы следующего поколения - Паизиелло, Д. Чимароза - расширили круг образов оперы-буффа как комич. жанра с элементами лирич. драмы, сказки, фарса, экзотики и т. п. В их творчестве по существу трудно уловить сугубо неаполитанские черты, оно носило скорее общеитал. характер. Это относится в известной степени ко всей Н. о. ш. кон. 18 в.: приобретая общеевроп. распространение и влияя на композиторов др. стран, она представляет итал. оперу вообще.

Литература: Ливанова Т.Н., История западноевропейской музыки до 1789 г., М. - Л., 1940, с. 238-47; Florimo P., La scuola musicale di Napoli e i suoi conservatorii..., v. 1-4, Napoli, 1880-82; Rolland R., L'Opйra au XVII siиcle en Italie, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du Conservatoire... fondateur A. Lavignac, v. 1, P., 1913 (рус. пер.- в кн.: Опера в XVII веке в Италии, Германии и Англии М., 1931, с. 72-86); Scherillo M., L'Opйra buffa napoli tana durante il Settecento, Roma, 1918; Kreizschmar H. Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. - История оперы, Л., 1925, с. 206-38); Borren Ch. Van der, A. Scarlatti et l'esthйtique de l'opйra napolitain, P.-Brux., 1921; Della Corte A., L'opйra comica italiana nel Settecento, v. 1-2, Bari, 1923; Tintori G., L'Opйra napoletana, Mil., 1958; Hucke H., Die neapolitanische Tradition in der Oper des 18. Jahrhunderts, KongreЯbericht International Gesellschaft fьr Musikwissenschaft, N. Y., 1961.

T. H. Ливанова

реклама

вам может быть интересно

Норвежский балет Балет и танец
Pas de ciseaux, па де сизо Балет и танец

Главы из книг

Персоналии

рекомендуем

смотрите также

Песня Музыкальные жанры
Вертикаль Термины и понятия
Патараг Церковная музыка
Венеция Города
Резонансовые струны Музыкальные инструменты
Византийская музыка Национальные культуры
Военная музыка Музыкальные жанры
Арабская музыка Национальные культуры
Фидель Музыкальные инструменты
Крюки Церковная музыка

Реклама