Новозеландская музыка

Категории словаря

В Н. м. сочетаются древнее песенно-танц. иск-во маори, коренных обитателей Новой Зеландии, и муз. культура европ. переселенцев (гл. обр. английских; с сер. 19 в.), принёсших свои традиции. Маорийская музыка существовала в устойчивых формах и лишь в результате европ. влияний стала претерпевать изменения. Из поколения в поколение передавались в устной традиции маорийские ритуальные песни и танцы (приветственные, военные, похоронные и пр.), а также эпич., любовные, трудовые песни, всегда связанные с пластикой. Среди песен-танцев наиболее популярны хака и пой. Хака - муж. танец, при исп. к-рого делаются движения руками, прыжки, характерна "устрашающая" мимика; движения сопровождаются речитативом в ритме танца. Танец с мячом пой - грациозный жен. танец с шаром из льна, к-рый держат за шнурок, производя им разл. движения в такт песне и ритмично ударяя по телу, причём возникает своеобразный шелестящий звук. В этих песнях-танцах применяются звукоподражания (имитируются голоса природы). Интонационная специфика пения связана с использованием микрохроматики. Инструментарий состоит преим. из простейших духовых и ударных. Среди духовых - трубы (пу) разл. вида и назначения, изготовляемые из раковин (пу моана; служат для созыва людей, возвещают о прибытии гостей и пр.), из дерева (пу каеа; для сопровождения боевых действий), из тыквы; употребляется также дух. инструмент, представляющий собой сочетание примитивной флейты и трубы, - пу торино; разновидности флейт - дудки деревянные (поруту и уио), из льняной соломы, а также из кожи, в т.ч. короткие (коауау), открытые с обоих концов. Умелые музыканты могли на такой дудке "выдувать" слова песен (это иск-во утрачено); так, посредством коауау пелись любовные песни; певцы, владевшие этим иск-вом, особенно высоко ценились. В числе др. инструментов - свисток-флейта из дерева, китовой кости или камня (нгуру) и др. виды свистков, жужжалки, служащие для магических целей (вызывание дождя), деревянные гонги (паху), кастаньеты (токере). Своеобразен древний инструмент рория - защемляемый зубами кусок дерева, свободный конец к-рого вибрирует от прикосновения пальцев. Б. ч. этих инструментов вышла из употребления. В кон. 19 в. маори начали изготовлять трубы из коровьих рогов, позднее их сменили дух. рожки европ. происхождения. В 1890-е гг. возникли дудочно-барабанные ансамбли, сопровождавшие собрания, хор. пение; солирующие дух. инструменты имитировали человеческие голоса. Несмотря на то, что распространение европ. культуры оттеснило маорийскую музыку на задний план, многие её традиции сохранились в условиях возникшего на рубеже 19-20 вв. интереса к нац. иск-ву. Маори, восприимчивые к европ. музыке, в короткий срок освоили европ. инструменты - сначала концертино и аккордеон, позднее - скрипку и фп. В нач. 20 в. сформировались ансамбли и бэнды, среди к-рых лучший - "Отаки маори бэнд". Выдающийся исполнитель нац. музыки маори - Й. Нукунуку. Важное значение для музыки маори имело т.н. младомаорийское движение за сохранение и развитие маорийской культуры, возглавляемое А. Нгатой; появились многочисл. фольклорные ансамбли, муз. клубы ("Хукарере", "Те Ауте" и др.), хоры (жен. колледжа Сент-Джозеф, "Нгати Памутана" и др.). Получили известность фольклорный ансамбль из Уэллингтона "Нгати Понеке" (осн. в 1936), ансамбль под рук. популярного певца Иниа Те Виата. С 1930-х гг. проводятся ежегодные фестивали маорийской музыки в г. Роторуа. Среди музыкантов (каждый из них - автор музыки и певец) - К. Тахави, В. Гуата, Те Реме Карепа, Т. Нгаваи, А. Аватере и др. Многие их песни записаны на грампластинки. С 1950-х гг. стал популярен "гавайский стиль", основанный на лжеэкзотизме и носящий оттенок "индустрии туризма"; это скорее стилизация под фольклор маори, чем подлинная нац. музыка. "Гавайский стиль" распространялся многочисл. ансамблями, в т.ч. "Аотероа маори". Подобные коллективы носят коммерч. характер (традиционные нац. инструменты в них часто заменяются гитарой). Второе из составляющих Н. м. муз. направлений - песни китобоев, лесорубов и др. ранних переселенцев, осн. на муз. традициях Великобритании. В 19 - нач. 20 вв. возникали хор. об-ва (церк. и светские), дух. оркестры, ансамбли волынщиков. Интерес к проф. муз. формам возрос в 1880-х гг., когда в городах Новой Зеландии стала развиваться муз. жизнь. В 1882 открылся ф-т музыки и изящных иск-в в Кентерберийском ун-те в г. Крайстчерч. Устраивались симф. и камерные концерты, любительскими труппами ставились оперные спектакли. С кон. 19 - нач. 20 вв. в Новую Зеландию приезжали и проф. гастролёры из Англии, Италии, Франции. Однако постоянные местные проф. муз. учреждения и коллективы сложились только после 2-й мировой войны 1939-45. В 1947 Новозеландской радиовещательной корпорацией был сформирован симф. оркестр под упр. Дж. Хопкинса, в 1959 - Молодёжный; созданы Нац. оперная (1954) и Нац. балетная (1955) труппы (в Уэллингтоне). Открылись муз. ф-ты при ун-тах - в ун-те Виктории в Уэллингтоне (там же в 1966 осн. 1-я в стране студия электронной музыки), в Окленде (с 1942; рук. профессор Р. Дж. Бидл), в Данидине (пров. Отаго). В становлении нац. композиторской школы важную роль сыграл австрал. музыкант А. Хилл (много лет прожил в Н. Зеландии), изучавший и творчески претворявший маорийскую музыку. Он - автор оперы "Флейта-предсказательница", кантат "Хинемоа" и "Тауаки", "Маорийской симфонии", "Маорийской рапсодии", "Маорийского квартета" и др. Среди др. композиторов - Д. Лилбёрн (3 симфонии, увертюры и др. орк. и камерно-инстр. соч., а также электронная музыка), Д. Фаркуар (опера "Рождественский единорог", орк. и камерно-инстр. пьесы), К. Смолл (балеты и камерно-инстр. соч.), Дж. Казинс, Р. Тримейн и др. Композиторская школа Новой Зеландии находится в процессе становления. Совр. представители Н. м. принадлежат к разл. творч. направлениям - от последователей традиционного письма Хилла до композиторов, применяющих новейшие технич. приёмы (Дж. Маклеод - автор оратории "Земля и небо", отражающей космогонич. представления маори; вок. соч.) и ультрамодернистов-экспериментаторов (Э. Локвуд). В 1974 организована Ассоциация новозеландских композиторов с целью пропаганды музыки Новой Зеландии и установления контактов с творч. организациями др. стран. Издаются сб. маорийских мелодий, в т.ч. в обр. для фп. (Elkin Cl., Maori melodies with words collected and arranged for pianoforte, Sidney).

Литература: Kennedy K., The ancient four-note scale of Maoris, "Mankind", 1931, (v.) l; Andersen J. C., Maori music with its Polynesian background, New Plymouth, 1934; Hurst M. G., Music and the stage in New Zealand, Auckland, (1944); Garritt Gr., New Zealand composers, "Monthly musical record", 1951, v. 81, No 928; McLean M. E., Oral transmission in Maori music, "Journal of the International folk music council", 1961, No 13.

Дж. К. Михайлов

реклама

вам может быть интересно

Хорватская музыка Национальные культуры
Нотопечатание Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Золотое сечение Термины и понятия
Военная музыка Музыкальные жанры
Домра Музыкальные инструменты
Парагвайская музыка Национальные культуры
Духовой оркестр Музыкальные инструменты
Упражнение Термины и понятия
Полистилистика Термины и понятия
Конкурсы балетные Балет и танец
Ревю Музыкальные жанры
Новозеландская музыка Национальные культуры

Реклама