Опера Сметаны «Поцелуй»

Hubička

Композитор
Дата премьеры
07.11.1876
Жанр
Страна
Чехия
Бедржих Сметана / Bedřich Smetana

Комическая опера в 2 действиях. Либретто по новелле К. Светлой написано Э. Красногорской.
Первое представление состоялось 7 ноября 1876 года в Праге.

Действующие лица:

  • Палоучка, крестьянин, бас
  • Вендулка, его дочь, сопрано
  • Лукаш, молодой вдовец, тенор
  • Томеш, его друг, баритон
  • Мартинка, тетка Вендулки, меццо-сопрано
  • Барче, работница Палоучки, сопрано
  • Матоуш, бас

Первое действие

Комната в избе крестьянина Палоучки. Старая Мартинка, родственница хозяина дома, зовет его дочь Вендулку. К Вендулке скоро должен приехать свататься Лукаш, красивый молодой крестьянин. Девушка в восторге от этого известия, но ее отец недоволен: ведь Лукаш вдовец, он совсем недавно похоронил свою жену. К тому же и Лукаш и Вендулка упрямы и своенравны.

Все в доме принаряжаются, чтобы не ударить лицом в грязь перед гостем. Согласно старинному обычаю Вендулка покидает комнату. Сватом со стороны жениха выступает приятель Лукаша— Томеш. Он всячески восхваляет достоинства молодого вдовца. Всем известно, что Вендулка хочет выйти замуж за Лукаша, и отцу ничего не остается как, скрепя сердце, согласиться на брак. Лукаш клянется быть хорошим мужем и никогда не ссориться с женой. Приводят Вендулку — радость молодых людей так велика, что все сомнения отца отпадают.

Но когда Лукаш хочет поцеловать свою невесту, она ко всеобщему удивлению отталкивает его от себя. Вендулка слышала, что, поцеловав вдовца до свадьбы, рискуешь подвергнуться преследованию покойной жены. Все спешат подать совет Лукашу, как ему следует вести себя, чтобы сломить упрямый и капризный характер невесты.

Мартинка и работница Барче вносят в комнату колыбель с ребенком покойной жены Лукаша. По поверью, мать ребенка ночами приходит навещать свое дитя. Чтобы сохранить ее следы, Вендулка посыпает белым песком пол подле колыбели. Она клянется быть ребенку хорошей матерью, но Лукаш не должен целовать ее до свадьбы. Упорство Вендулки злит жениха. Он пробует уговорить ее добром, лаской, но когда и это не помогает, грозит Вендулке, что найдет другую, более уступчивую жену. Озлобленный Лукаш покидает дом. Вендулка садится у колыбели, тихо напевает песню, и под ее звуки сама засыпает. Вбегает испуганная Барче. К дому приближается Лукаш с какой-то девушкой, с ними музыканты и народ — жених, очевидно, решил посмеяться над Вендулкой.

Девушка просыпается. Узнав, что Лукаш собирается ее осрамить, она быстро собирает свои пожитки и убегает в лес, к вольным стрелкам, тайно провозящим через границу оружие.

Второе действие

Первая картина. Густой дремучий Крноношский лес на севере страны. Главарь вольных стрелков Матоуш с ружьем в руках осторожно пробирается вперед, указывая дорогу своим товарищам. Появляется Лукаш. Он понял, что незаслуженно оскорбил Вендулку и теперь ищет ее в лесу. Томеш, сопровождающий своего друга, пытается утешить его.

Появляются Мартинка с Вендулкой. Девушка очень взволнована. Она с робостью осматривается — вокруг нее странная, необычная обстановка. Стрелки ласково встречают Вендулку, дружески ее приветствуют. Матоуш догадывается, что поссорившиеся жених и невеста любят друг друга, и решает их помирить. Но сейчас вольным стрелкам не до этого: они должны, обманув пограничников, переправить оружие в чужую страну. Матоуш поручает трудное дело двум женщинам. Они доставят в безопасное место корзину с фруктами, под которыми спрятано оружие. Когда женщины проходят мимо пограничного поста, струсившая Вендулка едва не попадает в беду, но ее выручает догадливость Мартинки.

Вторая картина. Хижина Мартинки на опушке леса. Радостная, прибегает Барче и сообщает Мартинке, что посредничество Матоуша окончилось полным успехом. К хижине подходят Лукаш вместе с отцом Вендулки, Томашем и Матоушем. Раскаявшийся Лукаш ищет Вендулку, чтобы выпросить у нее прощение. Вот, наконец, появляется и она. Увидев Лукаша, девушка бросается ему на грудь и хочет поцеловать его. Смеясь, Лукаш отталкивает невесту — ведь вдовца нельзя целовать до свадьбы. Но, желая показать свою уступчивость, он заключает девушку в объятия.

* * *

Бесхитростный сюжет воплощен Сметаной в музыке, полной поэтического очарования, лукавства и вдохновенного лиризма. Песенная мелодика, танцевальные ритмы пронизывают партитуру. Она во многом родственна «Проданной невесте», словно бы Еник и Марженка вновь ожили в новых обстоятельствах. Есть в музыке поэзия природы, романтический колорит (сцена в лесу). Герои не только упрямы и вспыльчивы, они умеют глубоко и искренне чувствовать. Комедийное начало органически сочетается с лирическим.

А. Гозенпуд

реклама

вам может быть интересно

Бах. Сюиты (сонаты) для виолончели соло Камерные и инструментальные

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама