Оперетта Баневича «Приключения Тома Сойера»

The Adventures of Tom Sawyer

Композитор
Дата премьеры
30.12.1971
Жанр
Страна
СССР
Оперетта Баневича «Приключения Тома Сойера» / The Adventures of Tom Sawyer

Музыкальная комедия Сергея Баневича в двух действиях, тринадцати эпизодах.
Пьеса С. Диманта, стихи Н. Слепаковой.

Первое представление состоялось 30 декабря 1971 года в Ленинграде.

Действующие лица:

Том Сойер (сопрано или тенор); Гекльберри Финн (меццо-сопрано или баритон); Бекки Тэчер (сопрано); тетя Полли (сопрано); Джим (баритон); Бен Роджерс; мистер Доббинс, школьный учитель; Герцог, бродяга и странствующий актер; Оборванец; служанка; мать Бекки; мать Бена; горожане.

Действие происходит в провинциальном американском городишке и его окрестностях в первой половине XIX века.

«Приключения Тома Сойера» были написаны по заказу Ленинградского театра музыкальной комедии. В тринадцати эпизодах спектакля авторы сумели отразить основное содержание обеих книг Марка Твена — и «Приключений Тома Сойера» и «Приключений Гекльберри Финна». Для большей компактности действия произведены некоторые изменения в сюжете. Изложение стало сжатым и лаконичным, а отдельные второстепенные эпизоды были сокращены.

Музыка оперетты отличается тонким вкусом, мелодической щедростью, теплым, добрым юмором. Несмотря на то что композитор чуть иронически относится к различным перипетиям в жизни героев, сами они обрисованы с большой любовью. Остроумное сочетание «игрового» текста (типа любовных объяснений Бекки и Тома) с якобы серьезной, насыщенной лирикой или романтической музыкой создает ощущение тонкого пародирования жанра «взрослой оперетты». Тактично использованные в отдельных случаях гармонии, синкопированные ритмы и мелодические обороты, характерные для американской народной музыки и перешедшие оттуда в джаз, придают произведению условный американский колорит.

Пролог. На просцениуме все участники спектакля исполняют торжественный хор «истинных американцев»: «Хвала всеблагому, живем понемногу, мы спим, и торгуем, и молимся богу».

Первое действие

Первый эпизод. Забор у дома тети Полли. Она разыскивает непослушного племянника. Том ускользает от нее (легкий комический дуэт). Наконец сорванец попадается, и ему дается задание красить забор. Песенка «У всех воскресенье» — спокойная, светлая. Появляется Бен Роджерс со своей веселой, полной звукоподражаний песенкой «Я — пароход». Роджерс красит забор вместо Тома. Тетя Полли с уднвлением видит, что порученная Тому работа закончена. Ее дуэт с Томом «Да, трижды сладок каждый плод тому, кто честно пролил пот» — умильный и вместе изящно лукавый.

Второй эпизод. Городской сквер. С выходной арией-вальсом «Послушай, кукла Дороти» появляется Бекки. Увидев ее, Том начинает «козырять»: жонглирует шариками, изображает старичка с тросточкой... Когда Бекки убегает, Том поет полную щедрой лирики арию «Я любил когда-то Эмми».

Просцениум. Гек Финн с дохлой кошкой в руках поет веселую песенку-марш «Мне говорил Том Сойер». Том обменивает у него клеща на выпавший зуб.

Третий эпизод. Во дворе школы. Ученики азартно играют с клещом Тома. После того как Бен нечаянно раздавливает клеща, начинается драка, которую прерывает появление учителя. Он грозно выясняет, в чем дело. Звучащая в ответ «Баллада о клеще» Тома иронически выдержана в духе «гражданственного» марша. Доббинс сечет Тома, после экзекуции все расходятся, кроме Тома и Бекки. Происходит «любовное» объяснение, во время которого Том неосторожно обмолвился о свой былой «помолвке» с Эмми Лоренс. Дуэт Тома и Бекки «Трагический разрыв» исполнен чистой, светлой лирики.

Четвёртый эпизод. Балкон дома Тэчеров. Грустно звучит ария Бекки «Кто домой меня проводит». Под балконом появляется Том. Он хочет помириться, но Бекки не может простить его!

Пятый эпизод. Комната тети Полли. Добрая старушка, видя грусть и тоску Тома, решила, что он болен, и хочет его лечить «универсальным болеутолителем», составленным из соли, перца, касторки, йода, горчицы и варенья. Ее ария «О, болеутолптель, всеобщий врачеватель» — типично опереточный комический номер. Тетя Полли заставляет Тома принять лекарство, тот угощает им кота. Приходит Гек и также выпивает ложку. Трио «Безумный кот» — веселый галоп.

Просцениум. Том, Гек и Бен решили сделаться пиратами. Они поют пародийно романтическую «Пиратскую отвальную»: «Если черт нас возьмет — это будет потом».

Второе действие

Шестой эпизод. «Пираты» на острове. Они слышат, как из покинутого ими городка плывет тревожный колокольный звон. Это ищут утопленников. Мальчики догадываются, что они виновники переполоха, и решают тайком вернуться в город.

Седьмой эпизод. Церковная паперть. Скорбно переговариваются прихожане. Мальчики прячутся здесь же. Внезапно Том, который влез на плечи Геку, чтобы лучше все видеть, падает в толпу. Их окружают с радостными воплями, возносят хвалы богу за чудесное спасение.

Восьмой эпиизод. Ночью в полуразрушенном доме Том и Гек ищут клад. Сюда же, в темноту, входят Герцог и Оборванец. Затаившиеся мальчики видят, что бродяги прячут деньги, и, накрывшись мешками, принимаются плясать. Бродяги, напуганные «привидениями», убегают.

Просцениум. На площади возбужденная толпа обсуждает новость: дети нашли богатый клад!

Девятый эпизод. Класс. Бекки слышит, как Доббинс в очередной раз сечет Тома. Том возвращается после экзекуции и снова предлагает девочке помириться, но она не уступает. Разговаривая с Беном о предстоящем пикнике, Бекки нечаянно разрывает страницу в книге учителя. Она холодеет от ужаса: значит, ее высекут! Входит Доббинс и видит порванный лист. Том мужественно берет вину на себя и уходит получить очередную порцию порки.

Просцениум. Бекки ждет Тома. Она так благодарна ему! Наконец-то совершается примирение. Лирически нежно звучит их дуэт «Я люблю тебя больше, чем слойку».

Десятый эпизод. Необитаемый остров. Сюда сбежал Гек. После того как он разбогател, отбою не стало от непрошенных воспитателей. А он любит свободу, вольную жизнь. Сюда же сбежал негр Джим, так как хозяйка решила продать его на юг. Грустно звучит спиричуэле Джима «Мы так завидуем кошке». Разговор Джима и Гека подслушивает Герцог и решает, что здесь пахнет поживой. Он выходит из-за дерева, где прятался, и обманывает своих простодушных собеседников, выдавая себя за герцога Бриджуотера. Джим и Гек утешают его и ухаживают за «его светлостью». Сцена «Трапеза герцога» — иронически важное трио. Герцог отправляет Гека в женском наряде в городок: мальчик должен повидаться с Томом, чтобы выручить свои деньги.

Одиннадцатый эпизод. Комната тети Полли. Гек под окном мяукает кошкой, чтобы вызвать Тома, но его нет. Тетя Полли зовет «девочку» в дом и быстро разоблачает ее. Их дуэт «Пошла однажды... Томми Грей» полон изящества. Тетя Полли рассказывает о новостях: на днях здесь убили мальчишку Гекльберри Финна. Подозревают беглого негра Джима и сегодня ночью пойдут его ловить. Улучив минуту, Гек убегает, чтобы успеть спасти Джима.

Двенадцатый эпизод. Таверна. Герцог продает Джима Доббинсу. Их дуэт «Сто долларов! Просил бы двести» иронически-пародиен.

Просцениум. Том и Гек встречаются на кладбище. Убедившись, что Гек — не призрак, Том вместе с ним бежит спасать Джима.

Тринадцатый эпизод. Сарайчик, в котором заперт негр. Гек хочет отпереть его, но Том излагает свои «правила побега». В их дуэте «С литературой я знаком» комически противопоставлены возвышенно»романтические речи Тома и трезво-прозаичные реплики Гека.

Гек передает Джиму женскую одежду, в это время вбегает Герцог — за ним гонятся. Гек предлагает мошеннику спрятать его и запирает в сарай, а мальчики вместе с Джимом удирают. Жизнерадостно звучит финальная песня «Сто лет назад, вчера, сейчас плывем без перемен».

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама