Оперетта Жарковского «Морской узел» («Курортное знакомство»)

Композитор
Год создания
1945
Жанр
Страна
СССР

Комедия-водевиль Евгения Жарковского в трёх действиях.
Стихи В. Винникова н В. Крахта.

Первое представление состоялось в сентябре 1945 года в Москве.

Действующие лица:

Роман Волгин, морской офицер; Василий Ильин, его друг, художник; Людмила Карцева, певица из Москвы; Маргарита Громова, ее подруга, трактористка; Варвара Павловна, мать Риты, сестра-хозяйка в доме отдыха; Тарас Тарасович Березко, главврач дома отдыха; Степан Пчелкин, фотограф.

Действие происходит в одном из южных домов отдыха.

Евгений Эммануилович Жарковский / Yevgeny Zharkovsky

В 1944 году старший лейтенант Жарковский был командирован на Черноморский флот. Вместе с В. Крахтом он побывал в Севастополе, в Одессе. Запомнились интересные встречи, родились новые песни. А в Москве под впечатлением поездки Крахт вместе с драматургом В. Винниковым задумал хитросплетенный водевиль в стихах. Замыслом заинтересовалось Политуправление Военно-Морского Флота. Жарковскому было приказано задержаться в Москве для работы над «Морским узлом». Музыка была написана в июле 1945 года, а через два месяца спектаклем «Морской узел» открылся первый послевоенный сезон Московского театра оперетты.

Через пятнадцать лет авторы пересмотрели пьесу. «Мы убедились, что продиктованная обстоятельствами военного времени «военизация» места действия и профессий действующих лиц не вызвана ни сюжетом, ни характерами персонажей. Больше того, как справедливо указывалось критикой, это вступало в противоречие с жанром», — писали Винников и Крахт в предисловии ко второй редакции. Место действия пьесы было перенесено в мирную обстановку, герои обрели иные — мирные — профессии. Наряду с прежним названием появилось второе — «Курортное знакомство». Сохранен в неприкосновенности сюжет, характеры же действующих лиц оказались теперь в более естественной атмосфере.

«Морской узел» — это водевиль. Авторы сознательно обратились именно к этому жанру, так как были уверены, что развернутые опереточные формы — большие музыкальные финалы актов с хорами и ансамблями — окажутся в рамках данного сюжета фальшивыми и натянутыми.

Музыка «Морского узла» основана, как правило, на интонациях советской массовой песни и, хотя композитор нигде не цитирует созданного им ранее, является обобщением его песенного творчества военных лет.

Пролог. После небольшого музыкального вступления на сцене на фоне декораций дома отдыха «Морской узел» появляются участники спектакля с вступительной песенкой «Надеемся, вы не забыли: сегодня у нас водевиль».

Первое действие

К сестре-хозяйке «Азорского узла» Варваре Павловне Громовой приезжает с целины её дочь, знаменитая трактористка. Тем же пароходом прибыл бывший моряк, а теперь художник Вася Ильин, который в доме отдыха встречается со своим старым другом Романом и фотографом Пчелкиным, — в прошлом также моряком. Пчелкин разыскивает прославленную целинницу, портрет которой требуют все газеты. Но здесь никто не видел важную персону в орденах. Лишь главврач Березко знает, кто Рита. В ней он видит черты ее матери в далекой юности... Задумчиво и поэтично звучит дуэт Березко и Громовой — вальс «В парке над мо рем».

Рита встречается со своей подругой Людмилой, отдыхающей в «Морском узле». Людмила просит совета и помощи: Роман любит ее, а она в растерянности, не знает, что ответить. Рите она дает его письмо. За чтением письма ее застает Пчелкин, по-прежнему разыскивающий Маргариту Громову. Рита не собирается раскрывать свое инкогнито и не без удовольствия слушает хвастливую болтовню фотографа, который уверяет, что близко знаком с героиней труда. Его куплеты «Пчелкин — это, брат, бывалый моряк» — характеристика веселого, бесшабашного парня.

Разошедшегося Степана останавливает Вася. Он увидел Риту и спешит к ней, так как успел увлечься ею на пароходе. Она тоже неравнодушна к художнику. Как и другие, он упоминает об ожидаемой всеми трактористке. Он давно ищет женский образ для будущей картины: «Все отразить: и гордость, и мятежность, и тень, и свет, и мужество, и нежность...» Но он уверен, что в целиннице этого не найдет. А вот Рита — его идеал! Светел и ясен песенный дуэт Риты и Василия «Мечта, мечта!». Рита не хочет назвать свое имя, а уходя, роняет письмо Романа. Вася видит надпись на конверте: «Людмиле Карцевой».

Людмила и Роман встречаются. Ее ариозо «Не я, нет, не я — шепчет сердце» написано в духе сентиментального романса. Далее следует дуэт Романа и Людмилы «Моряк сегодня здесь».

Второе действие

В кипарисовой аллее на высоком морском берегу гуляют Рита и Людмила. Рита печальна: ведь идеал Васи — Татьяна Ларина, трактористка ему не нужна! Задумчив дуэт Риты и Людмилы «Не буду ждать я никого на свете».

Вася спешит к Рите, но встречает сначала Березко, затем Романа и Пчелкина. Все вместе они запевают песенку моряков («Бывает, приходим мы с моря на сушу»). Роман рассказывает, что женится на Людмиле Карцевой. Вася дает ему найденное вчера письмо... Они соперники! Роман сжигает письмо. Оба готовы пожертвовать своей любовью для друга. Их дуэт «Быть может, с тобой на одном корабле» — вальс, проникнутый искренним чувством.

Вместо Васи Риту остается ждать Пчелкин. Весел и шутлив его дуэт с Ритой «Это что же». Также считая Риту Людмилой Карцевой, Пчелкин говорит, что она должна забыть Васю и выйти за Волгина.

Рита хочет немедленно уехать: она знает, что в Романа влюблена Людмила, и не желает быть причиной ее страданий. Варвара Павловна берется все уладить, но дело еще более осложняется, так как теперь и Людмиле становится известно, что Роман влюблен в Риту. Роман возвращает ей слово, она, считая, что жених разлюбил ее, прощается и уходит. Людмила, Роман, Вася — каждый в отчаянии собирается уехать из дома отдыха.

Третье действие

В парке у здания дома отдыха Березко и Пчелкин организуют объяснение Васи и Романа, но все распутывается лишь тогда, когда в очередном объяснении Вася называет Риту Людмилой. Она наконец раскрывает свое инкогнито. Радостен квартет влюбленных «Свисток! Гудок! В дорогу поезд». Спектакль заканчивается традиционной водевильной финальной песенкой «Надеемся, вы не забыли, что ставили мы водевиль».

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама