Оперетта Портнова «Третья весна»

The third spring

Композитор
Дата премьеры
16.04.1970
Жанр
Страна
СССР

Героическая музыкальная комедия Георгия Портнова в трёх действиях, четырёх картинах.
Пьеса А. Галиева, стихи Е. Гальпериной.

Премьера состоялась 16 апреля 1970 года в Ленинграде.

Действующие лица:

Митрохин Кузьма Семенович (баритон); Лукерья Корнеевна, его жена (сопрано); Ольга, их дочь; Карташов (баритон); Желтицкий Сергей Сергеевич (баритон); Фарафонов Модест Владимирович (характерный тенор); Калерия, его жена (драматическое сопрано); Эмиль, он же Семен (тенор); Митя Козодоев (тенор); мадам Соловейчик (меццо-сопрано); Габидулин; красноармейцы, девушки, местные жители.

Действие происходит в небольшом провинциальном городке на юге России весной 1920 года.

В 1966 году в журнале «Театр» была опубликована пьеса А. Галиева «Игла и штык». Ленинградский театр музыкальной комедии заинтересовался ею и предложил композитору создать по этой пьесе оперетту. После переработки пьесы, требуемой спецификой музыкального комедийного спектакля, в 1968 году Г. Портнов приступил к созданию музыки. Закончена она была в 1969 году.

Свое произведение композитор определил как героическую комедию. Ее образный строй определяется мужественным звучанием фанфар, открывающим и завершающим каждый акт пьесы, песенными эпиграфами в духе брехтовских зонгов, суровыми и лаконичными.

Первое действие

предваряется музыкальным эпиграфом фанфар. В сопровождении музыки, напоминающей напевы времен гражданской войны, звучит рассказ-эпиграф о простой шинели, подаренной Ильичу в 20-м году. Бойцы запевают суровую песню («В степи пропыленной»).

Первая картина. Веранда местного салона мод. Владелец салона Фарафонов, постояльцем которого был белый офицер Желтицкий, с красным флагом в руках готов встречать победителей. Его жена Калерия, влюбленная в Желтицкого, в тревоге. Внезапно появляется Желтицкий. Он должен скрыться от красных и пришел на минуту проститься. Калерия на прощание дарит Желтицкому крестик.

После их ухода на сцене появляются командир Карташов и Ольга, за ними — Митрохин. Он сообщает, что на станции, брошенной белыми, — эшелон с продовольствием. Карташов и Митрохин уходят, оставшаяся Ольга поет грустную песню о своей любви к Карташову. Снова является Фарафонов с красным флагом. Увидев Ольгу, он зовет приказчика Эмиля «обслужить мадмуазель». Эмиль поет куплеты «Сейчас я вам примерчик дам». Но девушка отказывается: сейчас не время нарядов, самая удобная для нее одежда — гимнастерка. Ее оставляют одну, но тут же входит помлекаря Козодоев. Дуэт Ольги и влюбленного в нее Козодоева выдержан в духе частушек-«страданий».

Появляется мадам Соловейчик. Она пришла за пустыми мешками: ночью банда нападет на эшелон с продовольствием и мадам хочет поживиться. В куплетах она высказывает свое кредо: «Мне на любую власть плевать, мне только б дали торговать!» Подхватив висящий на перилах пеньюар, мадам Соловейчик убегает. Козодоев вводит Митрохина, у которого открылась старая рана на ноге. Вбегает Лукерья и начинает причитать над мужем. С песней «Эй, трубач молоденький», на мотив вступительных фанфар, проходят бойцы. Карташов приказывает Митрохину вместе с женой и дочерью завтра с эшелоном продовольствия отправиться в Москву. Печальна баллада Митрохина «Разве я виноватый, что рубцы как заплаты от казацких нагаек на мне?»

Второе действие

вновь открывают фанфаристы на просцениуме. Жестко, в манере зонгов, звучит баллада о хлебе с горькими и бичующими словами: «Коль всем на земле бы хватало бы хлеба, так не было, может, войны. Голодные люди, мы сытых разбудим! Мы гнева и горя полны!»

Вторая картина. Дом Фарафонова. Сейчас здесь штаб полка. Митрохин читает приказ об отчислении из полка. Лукерья утешает мужа. Лирично начинается, а потом все более веселым становится их дуэт «Может, ты и стар и сед».

Лукерья уводит хромающего мужа. С командирскими сапогами в руках появляется Фарафонов. Разоблачительно звучат его куплеты «Я вылез весь из кожи над парою сапожек». Входит переодетый Желтицкий. Он велит вечером пригласить всех красных бойцов на гулянье за реку, чтобы развязать руки банде.

Мадам Соловейчик пришла позвать Калерию на свидание к прячущемуся у нее Желтицкому. Выполнив поручение, она уходит, а счастливая Калерия видит Ольгу в слезах. Утешая девушку, она дает ей совет быть лукавой, кокетничать с другим при любимом. Весела и легкомысленна ее шансонетка «Любил меня поручик». Ольга пробует последовать ее совету при встрече с Козодоевым. Шансонетка механична и бесчувственна. Но танец перед Козодоевым видит входящий с улицы Карташов. Его дуэт с Ольгой «Люблю тебя... Ну что теперь поделать» нежен и застенчив. Печальна песня Козодоева о неразделенной любви. С ним заговаривает Эмиль. Оказывается, он вовсе не Эмиль, а Семен из деревни Гореловки. Грустно звучит их песенка «Гуляют по дорожке два гуся». Семен рассказывает о своих подозрениях: в городе он видел Желтицкого, а на станции что-то много пришлого народа... Козодоев пытается передать это Карташову, но тот, расстроенный предстоящим отъездом Ольги, не слушает. И тогда Козодоев сам решает изучить обстановку.

Вваливается гурьба девушек во главе с Лукерьей. Задорно звучат ее частушки. Она требует от Карташова помощи: девушки собрали на станции всю муку. Теперь нужно таскать мешки в эшелоны. Карташов велит трубить сбор. Звучат фанфары, сбегаются бойцы. Со своей песней они уходят на станцию.

Третье действие

После вступительных фанфар звучит суровая песня-эпиграф о мальчиках в шинелях: «В трубы звонко-медные над ночной грозою мальчики бессмертные протрубили зорю».

Третья картина. Сарай мадам Соловейчик. Желтицкий поет Калерин сентиментальный романс «Клейким листочкам российских берез». Любовное уединение нарушает хозяйка. Она предупреждает, что здесь Фарафонов, и уводит Калерию. Фарафонов входит сразу же, в шубе, с саквояжем. Он собрался бежать от красных и очень боится: мальчишка-лекарь (Козодоев) все время шел за ним. Желтицкий незаметно уходит и быстро возвращается со словами: «Живучий, щенок!». Он говорит, что хочет попасть с мандатом Митрохина в Москву. Появляется Калерия и признается мужу, что любит Желтицкого, по офицеру не до любви. Он уходит. Фарафонов сообщает, что ему обещали место — одно! — на пароходе, и тоже уходит. Безнадежно звучит ариозо Калерии «Как ненужный надломленный стебель».

Входит смертельно раненный Козодоев. Он не знает, кто его ударил ножом, но в руке его — крестик Калерин... Калерия кидается на помощь. Козодоев отсылает ее к Митрохину, велит звать всех на станцию, спасать хлеб; когда она уходит, он поджигает сарай горящей свечкой, чтобы подать сигнал тревоги товарищам.

Четвёртая картина. Веранда салона мод. Крадучись, пробирается в штаб Желтицкий. Появляются Ольга, Габидулин, затем раненый Митрохин с Лукерьей. Ольга объявляет родителям, что она — невеста Карташова и уходит к нему. Проникновенно звучит дуэт Митрохина и Лукерьи «Ты прости». Внезапно из дома выскальзывает Желтицкий, требует документы Митрохина. Вбежавшая Калерия успевает выбить у него из руки пистолет. Подоспевшие бойцы хватают и уводят офицера. Калерия сообщает о гибели Козодоева и тихо уходит. Появляется Семен с обгорелой шинелью Мити и просит взять его в полк вместо убитого. Митрохин запевает «Песню о шинели»: «Бои прошумели, года пролетят! Об этой шинели ты помни, солдат!..» Все подхватывают:

Как в геройском двадцатом
Шли на подвиг солдаты
За Советскую власть навсегда!

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама