Бах. Кантата «Трагическое действо»

Cantata BWV 106, Actus tragicus

Композитор
Год создания
1707
Жанр
Страна
Германия
Иоганн Себастьян Бах / Johann Sebastian Bach

Gottes Zeit ist die allerbeste Zeit

Состав исполнителей: сопрано, альт, тенор, бас, хор, оркестр.

История создания

В 1707 году Баха, которому только что исполнилось двадцать два года, пригласили на пост органиста церкви Святого Власия в Мюльхаузене, «вольном имперском городе», одном из старейших немецких городов, значительном торговом центре на пути из Нюрнберга в Бремен и Гамбург. Город славился своими музыкальными традициями: в нем в XVII веке служили крупнейшие композиторы Германии. Бах пробыл в Мюльхаузене всего несколько месяцев. Не сохранилось сведений о том, как он был устроен, с кем общался. Известно лишь, что в Мюльхаузене состоялось его венчание с кузиной, Марией Барбарой Бах.

Именно эти месяцы ознаменованы появлением в его творчестве нового жанра — духовной кантаты, сразу же представленной несколькими великолепными образцами. Исследователи предполагают, что здесь, в конце 1707-го или начале 1708-го года, им было написано пять кантат, из которых первая, — Actus tragicus, впоследствии получила в каталоге баховских сочинений №106.

История не сохранила сведений о том, какие траурные события вызвали ее появление. Считается, что это была смерть какого-то почтенного пожилого человека, иначе в кантате не появились бы слова «С миром и радостью я отхожу». В кантате 4 номера. Для самого развернутого, №2, композитор избрал тексты из Деяний апостолов (17, 28), псалма №90 (12), Книги пророка Исайи (38, 1), Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (14,18) и Откровения Иоанна Богослова (22,20). В №3 использованы псалом 31 (6), Евангелие от Луки (23,43) и первая строфа песни Лютера (1483—1546) «Mit Fried und Freud ich fahr dahin». №4 использует текст поэта XVI века, современника Мартина Лютера — Адама Ройснера (годы жизни неизвестны) «In dich hib ich gehoffer, Herr» (1533).

Очевидно, первое исполнение кантаты состоялось сразу после ее создания, в конце 1707 или начале 1708 года в Мюльхаузене, но потом она на долгие десятилетия была забыта. Ее новое рождение произошло в мае 1833 года, когда во Франкфурте-на-Майне кантату исполнило «Общество Святой Цецилии».

Музыка

Actus tragicus — поминальная кантата. И музыка и текст кантаты отличаются высоким совершенством. Старозаветный страх смерти противопоставлен новозаветному радостному ожиданию ее. Это определяет ее образно-выразительное единство, общий скорбный тон, подчеркнутый прозрачным звучанием инструментального сопровождения с двумя флейтами и двумя виолами да гамба. Очень велика роль оркестрового вступления: это отдельный самостоятельный номер, названный сонатиной и отличающийся просветленной скорбью. №2 — большой вступительный хор «Сам Господь свой предел назначил нам» с частой сменой движения, с сольными эпизодами тенора и баса, терцетом альта, тенора и баса и соло сопрано.

«Сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь», — звучат слова пророка Исайи. Но сопрано соло, как бы из другого мира, восклицает: «Гряди, Иисусе!» (завершение №2). В инструментальном сопровождении слышится напев хорала «Я поручил себя Богу». Душа взывает к Христу: «В руки Твои предаю дух мой» и слышит в ответ слова Иисуса, сказанные разбойнику на кресте: «Ныне же будешь со Мною в раю» (№3, дуэт альта и баса). В заключение торжественный хор «Слава, хвала, честь и величие» (№4) звучит на мелодию хорала «В Тебе, о Господи, моя надежда». Последняя строка — «Через Иисуса Христа, аминь» — распевается в радостных юбиляциях хора, блестящей фантазией завершая кантату.

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама