Римский-Корсаков. «Весной»

In Spring, Op. 43

Композитор
Год создания
1897
Жанр
Страна
Россия

Вокальный цикл

История создания

Николай Андреевич Римский-Корсаков / Nikolai Rimsky-Korsakov

В конце 90-х годов XIX века Римский-Корсаков — признанный глава Петербургской композиторской школы, автор многочисленных опер и симфонических произведений, профессор консерватории, воспитатель плеяды значительных композиторов, непререкаемый авторитет во всех вопросах музыки. 1897 год в творческом плане сложился для него удачно. Замыслы переполняли, причем интересы несколько сместились: его стали привлекать не крупные музыкально-театральные произведения, а камерная опера «Моцарт и Сальери» на полный текст маленькой трагедии Пушкина, кантата «Свитезянка» по Адаму Мицкевичу в переводе Мея, а также камерно-инструментальные сочинения, к которым композитор ранее не обращался.

Особенно поражает поток романсов, вылившийся из-под его пера. В «Летописи моей музыкальной жизни», которую композитор вел на протяжении многих лет, читаем: «Я давно не сочинял романсов. Обратившись к стихотворениям Алексея Толстого, я написал четыре романса и почувствовал, что сочиняю их иначе, чем прежде, ... > Чувствуя, что новый прием сочинения и есть истинная вокальная музыка, и будучи доволен первыми попытками своими в этом направлении, я сочинял один романс за другим на слова А. Толстого, Майкова, Пушкина и других. К приезду на дачу у меня было десятка два романсов».

Из написанного неясно, в каком порядке сочинялись романсы, но среди них немало подлинных жемчужин, к которым относятся и два из четырех, составляющих цикл «Весной», помеченный опусом 43, то есть отнесенный автором ко времени непосредственно перед «Свитезянкой» (ор. 44). Эти четыре романса — «Звонче жаворонка пенье», «Не ветер, вея с высоты» (оба на стихи А. Толстого), «Свеж и душист твой роскошный венок» (на стихи А. Фета) и «То было раннею весной», снова на стихи А. Толстого.

Граф Алексей Константинович Толстой (1817—1875) кроме широко известных драматических произведений, в частности, трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», романа «Князь Серебряный», рассказов и очерков, написал множество лирических стихотворений, к которым не раз обращались русские композиторы. Достаточно назвать «Средь шумного бала» и «Кабы знала я, кабы ведала» Чайковского. Столь же популярными стали и романсы «Звонче жаворонка пенье», посвященный Варваре Дмитриевне Комаровой, дочери Д. В. Стасова, писательнице, известной под псевдонимом Владимир Каренин, и «Не ветер, вея с высоты», посвященный певице Александре Карловне Рунге. Романс «То было раннею весной» значительно более известен с музыкой Чайковского, тогда как последний номер из цикла Римского-Корсакова на этот текст исполняется редко. «В первую половину сезона 1897-98 года я был занят приготовлением к изданию накопившихся новых романсов. Романсы издавались Беляевым в двух тональностях — для высокого и низкого голоса. Надо было транспонировать, держать корректуры и т. д.», — записывал Римский-Корсаков в «Летописи». Из печати романсы вышли в начале 1898 года.

Музыка

Цикл «Весной» — один из первых образцов нового вокального стиля Римского-Корсакова. Сам композитор в цитированном выше отрывке из «Летописи» определяет его так: «Мелодия романсов, следя за изгибами текста, стала выходить у меня чисто вокальною, т. е. становилась таковою в самом зарождении своем, сопровождаемая лишь намеками на гармонию и модуляцию. Сопровождение складывалось и вырабатывалось после сочинения мелодии, между тем как прежде, за малыми исключениями, мелодия создавалась как бы инструментально, т. е. помимо текста, а лишь гармонируя с его общим содержанием, либо вызывалась гармонической основой, которая иногда шла впереди мелодии». «Звонче жаворонка пенье» пленяет непосредственным душевным порывом, устремленностью к счастью, жизненной полнотой. Он написан как бы на одном дыхании. Непрерывно звучащий в движении триолями аккомпанемент словно передает взволнованное биение сердца, поддерживая выразительную, гибкую мелодию. Совсем другой характер носит романс «Не ветер, вея с высоты»: поначалу нежная спокойная мелодия, сопровождаемая еле слышным непрерывным движением партии фортепиано, далее становится более взволнованной, экспрессивной, чтобы в конце вновь успокоиться, создавая пленительный, классический в своей завершенности образ.

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама