Александр Васильевич Павлов-Арбенин

Павлов-Арбенин, Александр

Дата рождения
1871
Дата смерти
1941
Профессия
Страна
СССР

...Однажды летом 1897 года петербургский пианист-аккомпаниатор Павлов-Арбенин приехал в дачное место Стрельну, чтобы послушать, «Фауста» Гуно в исполнении артистов Мариинского театра. Вдруг перед самым началом выяснилось, что спектакль срывается, так как дирижер не явился. Растерянный хозяин антрепризы, увидев в зале молодого музыканта, попросил его выручить. Павлов-Арбенин, никогда до того не бравший в руки дирижерскую палочку, прекрасно знал партитуру оперы и решил рискнуть.

Дебют прошел удачно и принес ему место постоянного дирижера летних спектаклей. Так, благодаря счастливой случайности, началась дирижерская карьера Павлова-Арбенина. Артисту пришлось сразу освоить обширный репертуар: «Русалку», «Демон», «Риголетто», «Травиату», «Евгения Онегина», «Кармен» и многие другие оперы он вел на протяжении нескольких сезонов. Дирижер быстро приобрел и практический опыт, и профессиональные навыки, и репертуар. Помогли и знания, полученные еще раньше, во время занятий с известными профессорами — Н. Черепниным и Н. Соловьевым. Вскоре он уже завоевывает немалую известность, регулярно ведет спектакли в оперных театрах Харькова, Иркутска, Казани, руководит симфоническими сезонами в Кисловодске, Баку, Ростове-на-Дону, гастролирует по всей России.

Центром его деятельности, однако, оставался Петербург. Так в 1905—1906 годах он дирижирует здесь спектаклями с участием Шаляпина («Князь Игорь», «Моцарт и Сальери», «Русалка»), руководит в театре Народного дома постановкой «Сказки о царе Салтане», вызвавшей одобрение автора, пополняет свой репертуар «Аидой», «Черевичками», «Гугенотами»... Продолжая совершенствоваться, Павлов-Арбенин занимается с помощником Направника Э. Крушевским, затем берет уроки в Берлине у профессора Юона, слушает концерты крупнейших дирижеров мира.

С первых же лет Советской власти Павлов-Арбенин отдает все силы, весь талант служению народу. Работая в Петрограде, он охотно помогает периферийным театрам, способствует созданию новых оперных трупп и симфонических оркестров. В течение нескольких лет он дирижирует и в Большом театре — «Снегурочкой», «Пиковой дамой», «Русалкой», «Кармен», «Севильским цирюльником». В симфонических концертах под его управлением, которые проходят в Ленинграде и Москве, Самаре и Одессе, Воронеже и Тифлисе, Новосибирске и Свердловске, с особым успехом звучат симфонии Бетховена, Чайковского, Глазунова, музыка романтиков — Берлиоза и Листа, оркестровые фрагменты из опер Вагнера и красочные полотна Римского-Корсакова.

Авторитет и популярность Павлова-Арбенина были очень велики. Это объяснялось и увлекательной, необычайно эмоциональной манерой его дирижирования, покорявшей взволнованной страстностью, глубиной трактовки, артистичностью внешнего облика музыканта, огромным его репертуаром, включавшим десятки популярных опер и симфонических произведений. «Павлов-Арбенин — один из крупных и интересных дирижеров нашего времени», — писал в журнале «Театр» композитор Ю. Сахновский.

Последний период деятельности Павлова-Арбенина прошел в Саратове, где он возглавлял оперный театр, ставший тогда одним из лучших в стране. Осуществленные под его руководством блестящие постановки «Кармен», «Садко», «Сказок Гофмана», «Аиды», «Пиковой дамы» яркой страницей вписались в историю советского музыкального искусства.

Лит.: 50 лет муз. и обществ. деятельности А. В. Павлова-Арбенина. Саратов, 1937.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама