Песня

Песня — наиболее распространённый род вок. музыки. Различают народную и авторскую (профессиональную) П. Эти два вида П. постоянно взаимодействуют: элементы нар. П. используются композиторами в своём творчестве, а наиболее популярные авторские П. фольклоризируются. П. различаются также по жанрам, складу, формам исполнения, сферам бытования и т. д. (П. революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, П. для профессиональных певцов и для массового исполнения и т. п.). В нек-рых странах термин "П." (нем. Lied, франц. chanson, англ. song) применяется и к романсу.

Тексты П. обычно представляют собой особый жанр поэзии. Его отличают чёткость композиции, совпадение синтаксических и структурных граней (равенство строфы и законченной мысли, строки и фразы). В рус. песенной поэзии наиболее распространены четырёхстопный хорей и трёхдольные размеры. Построенные т. о. стихотворения чаще всего становились популярными П., народными или авторскими (А. С. Пушкин - "Зимняя дорога", А. А. Дельвиг - "Соловей, мой соловей", Я. П. Полонский - "Песня цыганки", Н. А. Некрасов - "Ой, полна, полна коробушка..." и др.).

П. свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия П. является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом; в отличие от романса, она не связана с отд. поэтич. образами или речевыми интонациями текста. В то же время мелодия и текст подобны по структуре; они состоят из равных (в музыке - и одинаковых) построений: строф или куплетов (часто с рефреном - припевом). Внутр. расчленение муз. строфы (куплета) также соответствует расчленению строфы поэтической (см. 1-й пример).

Истоки жанра П. уходят в глубокую древность. В ан-тич. иск-ве поэзия и музыка не были разделены и существовали в виде единого иск-ва П. Одногол. П. трубадуров, труверов, миннезингеров и мейстерзингеров эпохи средневековья обнаруживают неразрывное единство слова и мелодии. Как правило, в них ясно ощутима связь строения поэтич. и муз. строфы, единство рифмы и ме-лодич. каденции (см. 2-й пример).

К одногол. песенным жанрам относятся также итал. лауды, испан. кантигас и др. В эпоху ars nova в Италии и Франции на смену одногол. формам песни приходят П. с сопровождением одного или неск. инструментов. Во Франции 16 в. термин "П." (chanson) стал применяться и к полифонич. вок. произв., иногда программно-изобразит. характера ("Битва" Жанекена).

М. Яковлев. "Зимний вечер" (стихи А. С. Пушкина).

В этот же период развиваются и более простые, тяготеющие к гомофонному складу формы многогол. П.: итал. фроттолы, вилланеллы и т. п. песни, предназначавшиеся для домашнего музицирования. Эта традиция была продолжена в итал. канцонеттах кон. 16-17 вв., оказавших большое влияние на творчество нем., франц. и англ. композиторов. К песенным жанрам 15-16 вв.

Рембо де Вакейра. Эетампида.

относятся разл. религ. и воен. П.: гуситские песни, гимны гугенотов (см. Гимн), протестантские хоралы, и т. д.

Во 2-й пол. 18 в. внутри песенных жанров кристаллизуется камерная П.-романс с сопровождением струн. клавишного инструмента. Песенные формы занимают видное место в опере 18 в. и в др. муз.-театр. жанрах. В период Великой франц. революции складывается жанр массовой революционной песни. Возникшие в эту пору П. "Марсельеза" и "Ca ирб" ("Зa ira") сохранили значение в качестве художеств. символов освободит. борьбы народа.

В 19 в. в связи с общим расцветом лирич. форм иск-ва, а также с ростом интереса к собиранию и изучению фольклора, песенные жанры интенсивно развиваются, разделившись на романс и собственно П. (часто в нар. духе). Границу между ними иногда установить трудно. Куплетность строения является важным, но не решающим признаком, т. к. и романс может быть куплетным (напр., "Не искушай" Глинки), а П. - некуплетной. Более точным критерием может служить обобщённость мелодии П., к-рая порой может даже исполняться с др. текстом (при условии сохранения строфич. строения и размера). Немаловажное значение имеют и др. жанровые признаки. Романс связан гл. обр. с лирич. сферой чувств, понятие "П." включает в 19-20 вв. широкий круг жанровых разновидностей (сатирич., драм. П. и др.). Промежуточные формы П.-романса, с преобладанием песенных черт, занимают видное место в творчестве рус. композиторов 1-й пол. 19 в. - А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва и др. Классики 19 в. - от М. И. Глинки до С. В. Рахманинова - оставили сравнительно немного П. в точном значении слова, однако песенность как тип мелодич. мышления, тесно связанного с фольклором, очень характерна для их творчества. Это относится и к муз. наследию мн. заруб. композиторов 19 в.: Ф. Шуберта, И. Брамса, Ж. Бизе, Дж. Россини, Дж. Верди.

Параллельно с творчеством проф. композиторов развивалась песенная традиция, представленная поэтами, к-рые сами создавали (или подбирали из популярных П.) мелодии для своих П. и сами их исполняли (см. Шансонье). Их произв. часто отличались яркой публицистичностью. П. франц. поэтов-шансонье, от П. Ж. Беранже до Э. Потье, пользовались популярностью далеко за пределами Франции.

В нач. 20 в. в ряде стран переживает подъём рабочая революц. П., лучшие образцы к-рой приобрели между-нар. значение ("Интернационал"). Она послужила одним из истоков сов. массовой песни, впитавшей также и черты нар. П., крестьянской и городской, русской и украинской. Массовая П. стала одним из ведущих жанров в сов. муз. творчестве, особенно в период Гражданской войны 1918-20, в 30-е гг. и в годы Великой Отечеств. войны 1941-45. Она оказала большое влияние на др. жанры: оперу, романс, кантату, киномузыку. Многие сов. П. получили распространение за рубежом.

С 1930-х гг. подъём песенного жанра наблюдается и в др. странах; он связан со стремлением композиторов к демократизации творчества (Г. Эйслер, франц.. композиторы, входившие в Нар. муз. федерацию). Большого развития в 20 в. достигла эстр. П., исполняемая солистами или вок.-инстр. ансамблями. В 60- 70-х гг. в ряде стран, в т. ч. в СССР, возрождается традиция шансонье. Общественная, организующая роль совр. П. (прежде всего - советской) ярко выявляется в междунар. движении за мир и социальный прогресс.

Литература: Розанов И. Н. (Вступ. статья), в изд.: Песни русских поэтов, М., 1936; Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, вып. 1 - Очерк четвертый. Музыка придворная, театральная и бытовая, М., 1938; ее же, Русские поэты и вокальная лирика, в кн.: Иванов Г. К., Русская поэзия в отечественной музыке, М., 1966; Асафьев Б., О русской песенности, в кн.: Избр. труды, т. 4, М., 1955; его же, Советская музыка и музыкальная культура, там же, т. 5, М., 1957; Васина-Гроссман В. A., Вокальные формы, М., 1960; Кулаковский Л., Песня, ее язык, структура, судьбы, М., 1962; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, гл. 4 - От канта к "российской песне"; Нестьев И. В., О музыке устной традиции, в кн.: Русская художественная культура конца XIX - начала XX века, кн. 1, М., 1968; Сохор А. Н., Путь советской песни, М., 1968; Попова Т. В., О песнях наших дней, М., 1969; Левашева О. Е., Песня и романс, в кн.: История русской музыки, т. 1, М., 1972; Эриксман Г., Французская песня, М., 1974; Артеменко Е., Русская народная лирическая песня, ее мелодика, поэтический строй, синтаксические явления, Воронеж, 1976. См. также лит. при статьях Массовая песня, Народная песня, Революционная песня и др.

В. А. Васина-Гроссман

реклама

вам может быть интересно

Гамма Черномора Термины и понятия

Книги

Главы из книг

Публикации

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Тарелки Музыкальные инструменты
Brise, бризе Балет и танец
Pas de chat, па де ша Балет и танец
Какофония Термины и понятия
Хореография Балет и танец
Опера-балет Музыкальные жанры
Либретто Опера, вокал, пение
Гамма Черномора Термины и понятия
Костюм в балете Балет и танец
Черногорская музыка Национальные культуры

Реклама