Даниил Ильич Похитонов

Daniil Pokhitonov

Дата рождения
1878
Дата смерти
1957
Профессия
Страна
Россия, СССР

Народный артист РСФСР (1957). История Мариинского театра (Театра оперы и балета имени С. М. Кирова) неотделима от имени Похитонова. Более полувека трудился он в этой колыбели русского музыкального театра, будучи полноправным партнером крупнейших вокалистов. Похитонов пришел сюда после окончания Петербургской консерватории (1905), где его педагогами были А. Лядов, Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов. Начало было скромным — он получил в театре великолепную школу, работая сначала пианистом-концертмейстером, а затем хормейстером.

Обычный случай привел его за пульт Мариинского театра: заболел Ф. Блуменфельд, нужно было провести спектакль вместо него. Это произошло в 1909 году - дебютом стала «Снегурочка» Римского-Корсакова. На дирижерское будущее Похитонова благословил сам Направник. С каждым годом в репертуар артиста входили новые произведения. Основной удельный вес имела русская оперная классика: «Пиковая дама», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Сказка о царе Салтане».

Важную роль в творческом становлении музыканта сыграло гастрольное выступление в Москве, где он продирижировал в 1912 году «Хованщиной» с участием Шаляпина. Гениальный певец был очень доволен работой дирижера и в дальнейшем с охотой пел в постановках, руководимых Похитоновым. Список «шаляпинских» спектаклей Похитонова весьма обширен: «Борис Годунов», «Псковитянка», «Русалка», «Юдифь», «Вражья сила», «Моцарт и Сальери», «Севильский цирюльник». Добавим еще, что Пюхитонов в качестве хормейстера принял участие в гастролях русской оперы в Париже и Лондоне (1913). Шаляпин пел здесь в «Борисе Годунове», «Хованщине» и «Псковитянке». Похитонов был партнером великого певца, когда фирма «Пишущий амур» сделала несколько записей Шаляпина.

К советам опытного концертмейстера и дирижера всегда внимательно прислушивались многие певцы, среди которых Л. Собинов, И. Ершов, И. Алчевский. И это понятно: Похитонов тонко разбирался в особенностях вокального искусства. Он чутко следил за каждым намерением солиста, предоставляя ему необходимую свободу творческих действий. Как замечают современники, он «умел умереть в певце» ради успеха спектакля в целом. Быть может, его интерпретаторским концепциям не хватало оригинальности или размаха, однако все спектакли проходили на высоком художественном уровне и отличались взыскательным вкусом. «Знаток своего дела, опытнейший профессионал, — пишет В. Богданов-Березовский, — Похитонов был безупречен в смысле точности воспроизведения партитуры. Но приверженность к традициям носила у него характер безоговорочного подчинения чужому авторитету».

Многими своими успехами Кировский театр обязан Похитонову. Кроме русских опер, он руководил конечно и спектаклями зарубежного репертуара. Уже в советское время Похитонов плодотворно работал и в Малом оперном театре (1918—1932), выступал с симфоническими концертами, преподавал в Ленинградской консерватории.

Лит.: Похитонов Д. И. «Из прошлого русской оперы». Л., 1949.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Иоганн Пахельбель Композиторы
Рут Бергхаус Театральные деятели
Алексей Михайлович Бруни Инструменталисты
Отторино Респиги Композиторы
Анри Вьётан Композиторы
Лукино Висконти Театральные деятели

Реклама