Предъём

Категории словаря

итал. anticipazione, франц. и англ. anticipation, нем. Antizipation, Vorausnahme

Неаккордовый звук (обычно короткий, на последней лёгкой доле), заимствуемый из следующего далее аккорда (в этом отношении П. как бы зеркально противоположен приготовленному задержанию, заимствуемому из предыдущего аккорда). Сокр. обозначение в нотном примере - им. П. может быть понят как опережающее разрешение (переход) одного из звуков в соответствующий звук будущего аккорда (поэтому о "разрешении" П. не говорят). П. обычно одноголосен, но может быть и многоголосным (двойной, тройной П.), даже во всех голосах одновременно (аккордовый П.; при нём нет одноврем. звучания аккордовых и неаккордовых звуков).

Особую разновидность составляет скачковый П.; многие камбиаты (т.н. "фуксова камбиата") скорее являются скачковыми П.

Предформы встречаются в ср.-век. монодии (см. начало секвенции "Sanctus Spiritus" в статье Ноткер), а также в старинной полифонии, однако незрелость аккордово-гармонич. письма и трудность нотации не позволяют говорить о П. как о совершенно сформировавшемся явлении до эпохи Возрождения (см. Г. де Машо, 14-я баллада "Je ne cuit pas" - "Нет того, кому Амур уделил бы столько благ", такты 1-2; также заключит. каданс в 8-й балладе "De desconfort"). В эпоху Жоскена Депре П. в основном сложился. С 16 в. П. применяется как нечастый, но уже вполне откристаллизовавшийся приём полифонич. мелодики (у Палестрины). С 17 в. (особенно со 2-й пол.) П. приобретает новое качество контраста не только контрапунктирующему голосу, но и целому аккорду (совр. понятие П.). В 20 в. П. нередко применяется подобно побочному тону для усложнения гармония, вертикали (С. С. Прокофьев, "Ромео и Джульетта", "Монтекки и Капулетти", заключит. каданс).

Теоретически явление П. специально освещено у Кр. Бернхарда (ученика Г. Шюца; сер. 17 в.). В главе 23 ("Von der Anticipatione Notae") его соч. "Tractatus compositionis augmentatus" П. (под назв. "антиципации") рассматривается как "фигура", украшающая мелодию:

В трактате "Von der Singe-Kunst oder Manier" Бернхард различает "предъём ноты" (Anticipatione della nota; см. пример выше) и "предъём слога" (Anticipatione della sillaba; см. пример ниже).

И. Г. Вальтер (нач. 18 в.) также рассматривает П. среди "фигур". Приводим образец "предъёма слога" из его книги "Praecepta..." (слово "Psallam" во 2-й половине 1-го такта повторяется):

С развитием нового учения о гармонии (с 18 в.) П. вошёл в группу неаккордовых звуков.

Литература: см. при ст. Неаккордовые звуки.

Ю. Н. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Программная музыка Термины и понятия
Pas de ciseaux, па де сизо Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Флейта Пана Музыкальные инструменты
Розетка Музыкальные инструменты
Вербункош Музыкальные жанры
Макам Термины и понятия
Квинтет Термины и понятия
Модус Термины и понятия
Грузинский балет Балет и танец
Менуэт Музыкальные жанры
Увеличенные интервалы Термины и понятия
Бубен Музыкальные инструменты

Реклама