Пьер Роде

Pierre Rode

Дата рождения
16.02.1774
Дата смерти
25.11.1830
Профессия
Страна
Франция
Пьер Роде / Pierre Rode

На рубеже XVIII—XIX веков во Франции, переживавшей эпоху бурных общественных потрясений, сформировалась за­ мечательная школа скрипачей, получившая всемирное призна­ние. Ее блестящими представителями были Пьер Роде, Пьер Байо и Родольф Крейцер.

Скрипачи разной художественной индивидуальности, они имели много общего в эстетических позициях, что позволило историкам объединить их под титлом классической француз­ской скрипичной школы. Воспитанные в атмосфере предре­волюционной Франции, они начинали свой путь с преклоне­ния перед энциклопедистами, философией Жан-Жака Руссо, а в музыке являлись страстными приверженцами Виотти, в благородно сдержанной и одновременно ораторски патетич­ной игре которого видели образец классического стиля в ис­полнительском искусстве. Они ощущали Виотти как своего духовного отца и учителя, хотя только Роде был его непо­средственным учеником.

Все это объединяло их с наиболее демократическим кры­лом деятелей французской культуры. Воздействие идей энци­клопедистов, идей революции ясно ощутимо в разработанной Байо, Роде и Крейцером «Методике Парижской консервато­рии», «в которой музыкально-педагогическая мысль восприни­мает и преломляет... мировоззрение идеологов молодой фран­цузской буржуазии».

Однако демократизм их ограничивался преимущественно сферой эстетики, областью искусства, политически они были достаточно индифферентны. Того пламенного воодушевления идеями революции, которое отличало Госсека, Керубини, Далейрака, Бертона у них не было, а потому они и смогли удержаться в центре музыкальной жизни Франции при всех общественных переменах. Естественно, что и эстетика их не оставалась неизменной. Переход от революции 1789 года к империи Наполеона, реставрации династии Бурбонов и, наконец, к буржуазной монархии Луи-Филиппа соответственно изме­няли дух французской культуры, к чему ее деятели не могли оставаться безучастными. Музыкальное искусство тех лет эво­люционировало от классицизма к «ампиру» и далее — к ро­мантизму. Прежние героико-гражданственные тираноборче­ские мотивы в эпоху Наполеона вытеснялись пышной рито­ричностью и парадным блеском «ампира», внутренне холодного и рационалистического, а классицистские традиции приобре­тали характер добротной академичности. В рамках ее и за­канчивают свое художественное поприще Байо и Крейцер.

В целом они остаются верны классицизму, причем именно в его академизированной форме, и чужды нарождавшемуся романтическому направлению. Среди них один Роде сопри­ коснулся с романтизмом сентименталистско-лирическими сто­ронами своей музыки. Но все же по характеру лирики он ос­тавался скорее последователем Руссо, Мегюля, Гретри и Виотти, чем провозвестником новой романтической чувствительности. Ведь не случайно, когда наступил расцвет романтизма, произ­ведения Роде утратили популярность. Романтики не ощутили в них созвучия своему строю чувств. Подобно Байо и Крей­церу, Роде всецело принадлежал эпохе классицизма, опреде­лившего его художественно-эстетические принципы.

Роде родился в Бордо 16 февраля 1774 года. С шестилет­него возраста он начал учиться игре на скрипке у Андре Жо­зефа Фовеля (старшего). Был ли Фовель хорошим педагогом, трудно сказать. Быстрое угасание Роде как исполнителя, став­шее трагедией его жизни, быть может, причиной своей имело уроны, нанесенные его технике начальным преподаванием. Так или иначе, но обеспечить Роде долгую исполнительскую жизнь Фовель не смог.

В 1788 году Роде направляется в Париж, где играет один из концертов Виотти знаменитому в то время скрипачу Пунто. Пораженный дарованием мальчика, Пунто ведет его к Виотти, который берет Роде к себе в ученики. Два года длятся их занятия. Роде делает головокружительные успехи. В 1790 году Виотти впервые выпускает своего ученика в открытом кон­церте. Дебют состоялся в Театре брата Короля в антракте оперного спектакля. Роде играл Тринадцатый концерт Виотти, и его горячее, блистательное исполнение покорило слушателей. Мальчику всего 16 лет, но, по общему признанию, он лучший после Виотти скрипач Франции.

В том же году Роде начинает работать в превосходном оркестре театра Фейдо в качестве концертмейстера вторых скрипок. Параллельно развертывается его концертная деятель­ ность: на пасхальной неделе 1790 года он осуществляет гран­диозный по тем временам цикл, сыграв подряд 5 концертов Виотти (Третий, Тринадцатый, Четырнадцатый, Семнадцатый, Восемнадцатый).

Все грозные годы революции Роде проводит в Париже, играя в театре Фейдо. Лишь в 1794 году он предпринимает первую концертную поездку вместе со знаменитым певцом Гаратом. Они направляются в Германию и выступают в Гам­ бурге, Берлине. Успех Роде исключителен, «Берлинская музы­кальная газета» с восторгом писала: «Искусство его игры оправдало все ожидания. Все, кто слыхал его знаменитого учи­теля Виотти, единогласно утверждают, что Роде вполне овла­дел прекрасной манерой учителя, придав ей еще более мяг­кости и нежного чувства».

Рецензия подчеркивает лирическую сторону стиля Роде. Это качество его игры неизменно акцентируется в суждениях современников. «Прелесть, чистота, изящество» — такими эпи­тетами награждает исполнение Роде его друг Пьер Байо. Но тем самым стиль игры Роде, видимо, заметно отличался от стиля Виотти, ибо в ней отсутствовали героико-патетические, «ораторские» качества. Судя по всему, Роде увлекал слуша­телей гармоничностью, классицистской ясностью и лиризмом, а не патетической приподнятостью, мужественной силой, от­личавших Виотти.

Несмотря на успех, Роде жаждет вернуться на родину. Прекратив концерты, он отправляется в Бордо морем, так как проезд по суше рискован. Однако в Бордо попасть ему не удается. Разыгравшаяся буря прибивает корабль, на котором он совершает путешествие, к берегам Англии. Нисколько не обескураженный. Роде устремляется в Лондон, чтобы пови­даться с живущим там Виотти. Одновременно он хочет вы­ступить перед лондонской публикой, но, увы, к французам в английской столице относятся весьма настороженно, подо­зревая каждого в якобинских настроениях. Роде вынужден ограничиться участием в благотворительном концерте в пользу вдов и сирот и с тем покидает Лондон. Во Францию путь за­крыт; скрипач возвращается в Гамбург и уже отсюда через Голландию пробирается на родину.

В Париж Роде прибыл в 1795 году. Именно в эту пору Саррет добивается от Конвента закона об открытии консерва­тории — первого в мире национального института, где музы­кальное образование становится общественным делом. Под сенью консерватории Саррет собирает все лучшие музыкальные силы, бывшие тогда в Париже. Приглашение получают Катель, Далейрак, Керубини, виолончелист Бернард Ромберг, а из скрипачей — престарелый Гавинье и молодые Байо, Роде, Крейцер. Обстановка в консерватории творческая, энтузиасти­ческая. И непонятно почему, пробыв в Париже сравнительно недолго. Роде бросает все и уезжает в Испанию.

Его жизнь в Мадриде примечательна завязавшейся боль­шой дружбой с Боккерини. Великий артист не чает души в молодом горячем французе. Пылкий Роде любит сочинять музыку, но плохо владеет инструментовкой. Боккерини охотно выполняет за него эту работу. Его рука ясно чувствуется в изяществе, легкости, грации оркестровых аккомпанементов ряда концертов Роде, в том числе известного Шестого кон­церта.

В Париж Роде вернулся в 1800 году. За время его отсут­ствия во французской столице произошли важные политиче­ ские перемены. Первым консулом французской республики стал генерал Бонапарт. Новый властитель, постепенно отбра­сывая республиканскую скромность и демократизм, стремился «обставить» свой «двор». При его «дворе» организуются ин­струментальная капелла и оркестр, куда Роде приглашен со­листом. Радушно открывает перед ним двери и Парижская консерватория, где предпринимается попытка создать школы методики по основным отраслям музыкального образования. Скрипичную школу-методику пишут Байо, Роде и Крейцер. В 1802 году эта Школа (Methode du violon) выходит в свет и получает международное признание. Однако Роде принимал в ее создании не столь уж большое участие; главным авто­ром был Байо.

Помимо консерватории и капеллы Бонапарта, Роде еще и солист парижской Гранд-Опера. В этот период он любимец публики, находится в зените славы и пользуется непререкае­мым авторитетом первого скрипача Франции. И все же вновь неугомонная натура не позволяет ему оставаться на месте. Соблазненный своим другом, композитором Буальдьё, в 1803 году Роде уезжает в Петербург.

Успех Роде в русской столице поистине фееричен. Пред­ставленный Александру I, он назначается солистом двора, с неслыханным окладом в 5000 рублей серебром в год. Он на­расхват. Петербургское высшее общество наперебой старается заполучить Роде к себе в салоны; он выступает с сольными концертами, играет в квартетах, ансамблях, солирует в императорской опере; его сочинения входят в быт, его музыкой восхищаются любители.

В 1804 году Роде выезжает в Москву, где дает концерт, о чем свидетельствует объявление в «Московских ведомостях»: «г. Роде, первый скрипач его императорского величества, имеет честь уведомить почтеннейпхую публику, что он даст 10 апреля, в воскресенье, в свою пользу концерт в большом зале Петровского театра, в котором он будет играть разные пиесы своего сочинения». В Москве Роде задержался, видимо, на порядочное время. Так, в «Записках» С. П. Жихарева читаем, что в салоне известного московского любителя музыки В. А. Всеволожского в 1804—1805 годах существовал квартет, в котором «в прошедшем году первую скрипку держал Роде, а в нынешнем будет играть приму Бальо, альта Френцель и на виолончели по-прежнему Ламар». Правда, сведения, со­общаемые Жихаревым, не точны. Ж. Ламар в 1804 году никак не мог играть в квартете с Роде, потому что прибыл в Москву лишь в ноябре 1805 года вместе с Байо.

Из Москвы Роде снова направился в Петербург, где и ос­тавался до 1808 года. В 1808 году, несмотря на все внимание, которым он был окружен, Роде вынужден выехать на родину: его здоровье не выдержало сурового северного климата. Про­ездом он вновь посетил Москву, где встретился с жившими там с 1805 года давними парижскими друзьями — скрипачом Байо и виолончелистом Ламаром. В Москве он дал прощальный концерт. «Г-н. Роде, первый скрипач Каммеры его величества им­ператора Всероссийского, проезжая через Москву за границу, в воскресенье, 23 февраля, будет иметь честь дать концерт для своего бенефиса в зале Танцевального клуба. Содержание концерта: 1. Симфония г. Моцарта; 2. Г-н. Роде будет играть концерт своего сочинения; 3. Огромный увертюр, соч. г. Керубини; 4. Г-н. Зун будет играть концерт на флейте, соч. капельмейстера г. Миллера; 5. Г-н. Роде бу­дет играть концерт своей композиции, поднесенный его вели­честву императору Александру Павловичу. Рондо по большей части взято из многих русских песен; 6. Финал. Цена 5 рублей каждому билету, кои можно получать от самого г. Роде, живущего на Тверской, в доме г-на Салты­кова у мадам Шию, и от эконома Танцевальной академии».

Этим концертом Роде распрощался с Россией. Прибыв в Париж, он вскоре выступил с концертом в зале театра «Одеон». Однако игра его не вызвала прежнего энту­зиазма слушателей. В «Немецкой музыкальной газете» появи­лась удручающая рецензия: «Роде по возвращении из России хотел вознаградить своих соотечественников за то, что столь долгое время лишал их удовольствия насладиться его пре­красным талантом. Но в этот раз ему уже не посчастливи­лось. Выбор концерта для исполнения был сделан им весьма неудачно. Он его написал в С.-Петербурге, и, кажется, холод России остался не без влияния на эту композицию. Роде про­извел слишком незначительное впечатление. Талант его, со­вершенно законченный в своем развитии, оставляет все-таки желать много в отношении огня и внутренней жизни. Осо­бенно же повредило Роде то, что перед ним мы слышали Лафона. Это теперь один из любимейших скрипачей здесь».

Правда, в отзыве еще не говорится об упадке техниче­ского мастерства Роде. Рецензента не удовлетворили выбор «слишком холодного» концерта и недостаточность огня в ис­полнительстве артиста. Видимо, главное заключалось в изменившихся вкусах парижан. «Классический» стиль Роде пере­стал отвечать запросам публики. Гораздо больше ей теперь импонировала изящная виртуозность молодого Лафона. Уже давала о себе знать тенденция увлечения инструментальной виртуозностью, которая вскоре станет характернейшей при­метой грядущей эпохи романтизма.

Неуспех концерта сразил Роде. Возможно, именно это вы­ ступление нанесло ему непоправимую психическую травму, от которой он так и не оправился до конца жизни. От былой общительности Роде не осталось и следа. Он замыкается в себе и до 1811 года прекращает публичные выступления. Лишь в домашнем кругу с давними друзьями — Пьером Байо и вио­лончелистом Ламаром — он музицирует, играя квартеты. Од­нако в 1811 году решает возобновить концертную деятельность. Но только не в Париже. Нет! Он едет в Австрию и Германию. Концерты проходят мучительно. Роде потерял уверенность: он играет нервозно, у него развивается «боязнь эстрады». Ус­лышав его в Вене в 1813 году, Шпор пишет: «Я ожидал почти с лихорадочной дрожью начала игры Роде, которую за десять лет до того считал величайшим образцом для себя. Однако после первого же соло мне показалось, что Роде сде­лал за это время шаг назад. Я нашел его игру холодной и манерной; ему недоставало прежней смелости в трудных местах, и я почувствовал себя неудовлетворенным и после Cantabile. При исполнении же вариаций E-dur, которые я де­сять лет назад у него слышал, я окончательно убедился, что он потерял много в технической верности, т. к. он не только упрощал трудные места, но даже более легкие исполнял трусливо и неверно».

По свидетельству французского музыковеда-историка Фетиса, в Вене Роде встретился с Бетховеном, и Бетховен на­писал для него Романс (F-dur, op. 50) для скрипки с оркест­ром, «то есть тот Романс,— добавляет Фетис,— который затем с таким успехом исполнял Пьер Байо в консерваторских концертах». Однако Риман, а вслед за ним и Базилевский ос­паривают этот факт.

Гастрольное турне Роде закончил в Берлине, где пробыл до 1814 года. Его задержали здесь личные дела — женитьба на молодой итальянке.

Вернувшись во Францию, Роде поселился в Бордо. После­дующие годы не дают исследователю никакого биографиче­ского материала. Роде нигде не выступает, но, по всей веро­ятности, напряженно работает, чтобы восстановить утрачен­ное мастерство. И вот в 1828 году новая попытка предстать перед публикой — концерт в Париже.

Это был полный провал. Роде его не перенес. Он заболел и после двухлетней мучительной болезни, 25 ноября 1830 года, скончался в местечке Шато де Бурбон близ Дамазона. Роде в полной мере испил горькую чашу художника у которого судьба отняла самое дорогое в жизни — искусство. И все же, несмотря на слишком короткий период творческого расцвета, его исполнительская деятельность оставила глубокий след во французском и мировом музыкальном искусстве. Популярен он был и как композитор, хотя его возможности в этом отношении были ограничены.

В его творческом наследии 13 скрипичных концертов, смычковые квартеты, скрипичные дуэты, множество вариаций на различные темы и 24 каприса для скрипки соло. Произведения Роде до середины XIX века пользовались повсеместным успехом. Надо заметить, что Паганини написал известный Ре-мажорный концерт по плану Первого концерта для скрипки Роде. От Роде во многом шел Людвиг Шпор, создавая свои концерты. Сам Роде в концертном жанре сле­довал за Виотти, творчество которого было для него приме­ром. Концерты Роде повторяют не только форму, но и общую планировку, даже интонационный строй произведений Виотти, отличаясь лишь большим лиризмом. Лиризм их «простых, не­винных, но полных чувства мелодий» отметил еще Одоевский. Лирическая кантилена сочинений Роде столь привле­кала, что его вариации (G-dur) включали в репертуар выда­ющиеся вокалистки той эпохи Каталани, Зонтаг, Виардо. В первый приезд Вьетана в Россию в 1838 году, в про­ грамме его первого концерта 15 марта вариации Роде пела Гофман.

Произведения Роде в России пользовались большой лю­бовью. Их исполняли почти все скрипачи, профессионалы и дилетанты; они проникли и в русскую провинцию. В ар­хиве Веневитиновых сохранились программы домашних кон­цертов, проводившихся в имении Виельгорских «Луизино». На этих вечерах скрипачи Теплов (помещик, сосед Виельгор­ских) и крепостной Антуан исполняли концерты Л. Маурера, П. Роде (Восьмой), Р. Крейцера (Девятнадцатый).

К 40-м годам XIX века сочинения Роде стали постепенно исчезать из концертного репертуара. Лишь три или четыре концерта сохранились в учебной практике скрипачей школь­ного периода обучения, да 24 каприса считаются и в наши дни классическим циклом этюдного жанра.

Л. Раабен

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама