Шотландская музыка

Категории словаря

Музыка занимала важное место в быту и в обществ. жизни древних племён, населявших Шотландию, - пиктов и гэлов, позднее скоттов (отсюда назв. Scotland) и бритов (с кон. 5 - нач. 6 вв.), а также англов (с 7 в.) и скандинавов (с 9 в.). С древности в среде рыбаков, пастухов, сукновалов и др. складывались песни, сохранившие свою самобытность. В основе шотл. песенности лежат 7- и 8-ступенные звукоряды, однако часто применяются трихордовые и пентатонные мелодич. обороты, к-рые образуют подчинённую полному звукоряду субсистему. Встречаются дорийский, лидийский, миксолидийский лады. В мелодич. рисунке важное место занимают скачки на большие интервалы. Нар. Ш. м. свойственны особые ритмы, связанные с движениями нар. танцев, среди к-рых рил, стретспей и флинг (см. Экоссез). Типичная для них ритмическая фигура напоминает ломбардский ритм; особенно характерен ритмический рисунок, наз. "скоч снэп":

image

В ср. века носителями и хранителями нац. муз. иск-ва были шотл. барды, менестрели, лютнисты (сангстерс, глимен, виоларс). Они слагали и исполняли эпич., героич. песни и баллады, пели также бытовые, трудовые, шуточные, любовные и др. нар. шотл. песни. Старейшие нац. инструменты - арфа (с 12 в.) и волынка (с 15 в.). Одноврем с нар. иск-вом бардов в городах ср.-век. Шотландии развивалась проф. церк. и придв. музыка. Муз. центры того времени - Абердин, в к-ром с 1256 существовал хор мальчиков, и Стирлинг (древняя столица), в к-ром с 12 в. имелась корол. капелла. В 13 в. (по нек-рым сведениям, в 14 в.) возникли певч. школы (в Стирлинге, Данбаре, Абердине и Эдинбурге), сыгравшие большую роль в становлении проф. Ш. м. Руководимые одарёнными музыкантами (Мелисон, Фети, Блэк, Дейвидсон, Мелвил, Луис де Франс), эти школы были центрами ср.-век. муз. науки и практики; в 15-16 вв. в них стали обучать не только пению, но и игре на разл. инструментах, в т. ч. на органе. Первые органы в Шотландии установлены ок. 1437. Церк. музыканты были обязаны не только мастерски исполнять григорианские хоралы, но и петь партии дисканта, владеть иск-вом мелодич. фигурации, играть на органе.

В 15-16 вв. (в период правления Якова III, Якова IV и Марии Стюарт) начался подъём муз. культуры. В сер. 15 в. столица была перенесена в Эдинбург, куда переместился центр муз. жизни. В 1501 Яков IV создал придв. капеллу. Сюда съезжались иностр. музыканты, исполнялась их музыка - попурри, танцы, пьесы для голоса и виолы, шансон. Сохранились рукописи, включающие наряду с церк. и светской Ш. м. произв. итал., франц. и англ. мастеров. В 16 в. в церквах исполнялись мессы, мотеты, энсземы, кантики и псалмы шотл. композиторов. Среди наиболее ценных рукоп. источников - антифонарии Скона ("Scone antiphonary", между 1513 и 1546) и Данкелда ("Dunkeid antiphonary", нач. 16 в.), "Искусство музыки", в к-ром собраны соч. "всех докторов музыки" ("The Art of music collecit of all doctoris of music", ок. 1540), "Псалтырь Сент-Андруса" ("St. Andrew's psalter"; др. назв.- "Псалтырь Вуда (или Вода)" - "Wood's (Wode's) psalter", 1562), Рейтская рукопись ("Raitt manuscript", 1676-89), содержащая гл. обр. произв. эпохи Возрождения. Среди шотл. композиторов и органистов 16 в. - Р. Карвер, Дж. Фети, Р. Джонсон, Дж. Ангес, Д. Пиблс, Р. Дуглас, А. Бекуэлл и др. Наибольшее распространение в церк. Ш. м. получили псалмы. Литургия стала сопровождаться игрой на органе. Многогол. пение и инстр. исполнительство проникли и в светскую придв. музыку; создавались т. н. консорты ("содружества" музыкантов, совместно игравших на разных инструментах). Особое распространение в 16 в. получила лютневая музыка; в консортах участвовали также исполнители на фиделе, скрипке, использовались блокфлёте, поперечная флейта, вёрджинел, спинет, портатив, клавесин.

В период Реформации (сер. 16 в.), осуществлённой в Шотландии в форме пресвитерианства, в Ш. м. наступил застой; огромный (часто невосполнимый) ущерб был нанесён инстр. музыке. Профессия музыканта была объявлена "не угодной богу". Накопленный опыт нар. музицирования и проф. творчества и исполнительства был утрачен. Муз. школы были закрыты, оргбны в церквах разрушены, мн. нотные рукописи сожжены, муз. часть церк. литургии значительно обеднена. Были запрещены выступления бардов, странствующие иностр. музыканты изгнаны из страны. Мн. музыканты жили в нищете.

Период упадка муз. культуры продолжался до нач. 17 в., когда в 1603 шотл. династия Стюартов утвердилась на англ. престоле. В 17 в. в Шотландии (как и в Англии) получили дальнейшее развитие культурные традиции, сложившиеся во 2-й пол. 16 в. в Англии в период правления королевы Елизаветы I Тюдор; с ним связан общий расцвет иск-ва англ. Возрождения (см. Английская музыка). Возобновилась деятельность шотл. корол. капеллы, к-рая была переведена из Стерлинга в Эдинбург; придв. муз. иск-во обрело блеск и помпезность. Начался общий подъём и гор. муз. культуры. Были вновь открыты муз. школы. Не только в домах знати, но и в среде горожан процветало домашнее музицирование. О развитии Ш. м. в 17 в. свидетельствуют многочисл. рукоп. муз. сб-ки, хранящиеся в б-ках Эдинбурга и др. городов; среди них - "Мелвилская книга ронделей" ("The Melvile book of roundels", 1612), "Роуэлленские рукописи" ("Rowallen manuscripts", сб-ки пьес для лютни и для голоса, 1612-28), наиболее известная "Скинская рукопись" ("Skene manuscript", между 1615-35; содержит 114 лютневых табулатурных записей шотл. и иностр. танц. мелодий), "Пэнмьюрская рукопись" ("Panmure manuscript", ок. 1622), "Книга Маргарет Синклер" ("Margaret Sinkler's book", 1710) и др. Составители этих сб-ков записывали популярные нац. мелодии, лирич. песни на слова шотл. поэтов, разл. произв. шотл. композиторов: арии, псалмы, пьесы для лютни, лиры, скрипки, для голоса с инстр. сопровождением. Мн. сб-ки включали образцы итал. и франц. музыки, а также соч. композиторов англ. Возрождения - мадригалы У. Бёрда и Т. Морли, лирич. песни в сопровождении лютни Дж. Дауленда и др. Во 2-й пол. 17 в. к Ш. м. проявили интерес англ. комп. Г. Пёрселл, Дж. Плейфорд, И. Кларк и др., использовавшие шотл. нар. мелодии; вёрджинелисты делали переложения для своего инструмента пьес, написанных шотл. композиторами для лютни. Развитию Ш. м. способствовала организация в Шотландии нотоиздат. дела. Во 2-й пол. 17 в. открылись нотные типографии, увеличилась продажа печатных сб-ков. В 1662 появился первый печатный сб-к шотл. нар. песен, изданный Дж. Форбсом, - "Песнопения, песни и фантазии" ("Cantus, songs and fancies", 3-е изд. 1682, Абердин). Возникли мастерские по изготовлению муз. инструментов, выдвинулись скрипич. мастера - семьи Кеннеди, Раддиме; известный англ. фп. мастер Дж. Бродвуд, совм. с Б. Чуди основавший старейшую в мире фирму по производству клавишных инструментов, был шотландцем. В 1694 впервые в Шотландии организован публич. концерт.

В 18 в. в Шотландии, как и в Англии, усилился интерес к нар. и проф. старинным шотл. песням и балладам. Он возрастал на протяжении всего 19 в. и захватил эпоху романтизма, распространившись и в др. странах. В Шотландии и Англии стали издаваться многочисл. фольклорные сб-ки, в т. ч. "Подлинные шотландские мелодии" ("Original Scottish tunes", изд. в 1701 фирмой "Плейфорд"), "Каледонский Орфей" ("Orpheus Caledonius", 1726; составлен У. Томсоном) - наиболее ценный фольклорный сб-к, "Шотландский музыкальный музей" ("The Scots musical museum"; содержит 600 песен, собранных и записанных Дж. Джонсоном, 1787-1803). Большой знаток национальной поэзии и музыки поэт Р. Бёрнс собрал и подготовил к изданию мн. произв. шотландского поэтич. и муз. фольклора, с к-рым тесно связана его поэзия. В нач. 19 в. Дж. Бродвуд и Дж. Диксон записали ряд крестьянских шотл. песен (изд. в 1843). Мелодии шотл. баллад положены в основу первой шотл. пасторальной балладной оперы А. Рамзея "Благородный пастух" ("The gentle shepherd", 1725). Её постановка явилась знаменат. событием в шотл. муз. жизни, в к-рой в то время господствовала итал. и франц. опера. Первая шотл. балладная опера послужила образцом для англ. композиторов, позднее успешно развивавших этот жанр ("Опера нищих" Дж. Гея и Дж. Пепуша, 1728).

Нац. характерность нар. Ш. м. продолжала привлекать внимание выдающихся европ. композиторов; в 18-19 вв. Й. Гайдн, Л. Бетховен, К. М. Вебер сделали много обработок шотл. нар. песен для голоса с сопровождением фп. и инстр. ансамбля; на основе шотл. муз. фольклора созданы и крупные симф. произв.: "Шотландская симфония" Ф. Мендельсона, "Шотландская фантазия" для скрипки с оркестром М. Бруха и др.

Среди шотл. композиторов 2-й пол. 18-19 вв. - Т. Эрскин (ученик Я. В. А. Стамица), Дж. Фергес, У. Макгиббон, Д. Доу, Н. Хоу.

В 18-19 вв. были организованы многочисл. муз. об-ва, хор., конц., симф., оперные и др. объединения, ассоциации, коллективы; среди крупнейших - Муз. об-во (1725, проводило постоянные концерты с 1728), Об-во вок. иск-ва (1770), "Кэч-клаб" (1771, в 1790 реорганизован в "Гли-клаб"), Объединение проф. музыкантов (1819), Эдинбургское хор. объединение (1858), Шотл. оркестр (1893) и др. Существовали воен. оркестры из шотл. музыкантов-волынщиков; в сельских местностях были популярны небольшие нар. инстр. ансамбли, аккомпанировавшие танцам.

Развивалось муз. образование. В 1839 Дж. Ридом (внёс большую сумму денег) в Эдинбургском ун-те была основана первая кафедра музыки, на к-рой работали известные музыковеды Дж. Томсон, Р. Бишоп, Ф. Никс, Д. Ф. Тови. Здесь проводились т. н. Рейдовские концерты ("Raid concerts"). Шотл. оркестры достигли высокого проф. уровня, с ними выступали крупнейшие дирижёры - X. фон Бюлов, О. Гольдшмидт, А. Салливен, Ч. Халле, Дж. Барбиролли и др.

Основателем совр. шотл. композиторской школы считается А. К. Маккензи (5 опер, оратории, кантаты, шотл. рапсодии, фп. концерт, камерно-инстр. и хор. соч., кон. 19 - 1-я треть 20 вв.); его современники и последователи - Мак-Канн (в разл. жанрах разрабатывал гл. обр. шотл. тематику), педагог и музыковед Дж. Б. Макивен, Ч. Макферсон, У. Уоллес, Ф. Скотт, Л. Дрисдейл.

В 1890 осн. Корол. шотл. академия музыки, в 1929 - Шотл. нац. академия музыки в Глазго. Под рук. Тови, сыгравшего важную роль в муз. жизни страны, открылась Муз. школа им. Рида. Среди композиторов 20 в. - Э. Чисхолм (также муз. фольклорист), С. Дейви, Р. Кроуфорд, Я. Уайт. С 1947 в Эдинбурге проводятся ежегодные (обычно 3-недельные) междунар. фестивали музыки и драмы (в 1963 с успехом исполнялись произв. Д. Д. Шостаковича).

Литература: Вruсе Th., The Common tunes or Scotland's church music made plain, Edinburgh, 1726; Jоhnson J., The Scots musical museum, v. 1-6, Edinburgh, 1787-1803, факсим. пepe-изд., v. 1-2, Hatboro, 1962; Dalyell J. G., Musical memoirs of Scotland..., Edinburgh, 1849; Chambers R., The songs of Scotland prior to Burns, Edinburgh - L., 1862; Mac-Mееken J. W., History of the Scottish metrical psalms, Glasgow, 1872; Rogers Сh., History of the Chapel royal of Scotland, L., 1882; Love J., Scottish church music, its composers and sources, Edinburgh - L., 1891; Erckmann F., Die patriotischen Lieder Schottlands, "Die Musik", 1903/1904, 3 Jahrg., H. 14, 15; Diem N., Beitrдge zur Geschichte der schottischen Musik im 17. Jahrhundert, Z.-Lpz., (1919) (Diss.); Farmer H. G., A history of music in Scotland, L., (1947); Rubsamen W. H., Scottish and English music of the Renaissance in a newly discovered manuscript, в сб.: Festschrift H. Besseller..., Lpz., 1961; Соllinson Fr., The traditional and national music of Scotland, L., (1966); Emmerson G. S., Rantin' pipe and tremblin' string: a history of Scottish dance music, L., 1971; Johnson D., Music and society in lowland Scotland in the 18th century, L., 1972.

И. В. Розанов

реклама

вам может быть интересно

Большой распев Церковная музыка
Певчий дьяк Церковная музыка

рекомендуем

смотрите также

Проходящий звук Термины и понятия
Полигармония Термины и понятия
Переченье Термины и понятия
Возрождение Течения в искусстве
Поклон Балет и танец
Молдовеняска Музыкальные жанры
Саксгорны Музыкальные инструменты
Немецкая музыка Национальные культуры
Piano, пиано Термины и понятия
Рококо Течения в искусстве

Реклама