Шостакович. Струнный квартет No. 13

String Quartet No. 13 (b-moll), Op. 138

Дмитрий Дмитриевич Шостакович / Dmitri Shostakovich

Пятнадцать струнных квартетов Дмитрия Шостаковича рядом с пятнадцатью его же симфониями — художественные миры во многом близкие, пересекающиеся. И симфонии и квартеты написаны одной рукой, рождены в душе одного и того же великого мастера. Но их главное сходство не в этом — и в квартетах, и в симфониях композитор запечатлел свое время, свой век.

Симфонии Шостаковича (даже такие глубоко личные симфонии, как Пятая, Десятая, Пятнадцатая) — это всегда симфонии общей судьбы, выпавшей композитору вместе с народом. Анна Ахматова недаром сказала о музыке Шостаковича: «Она была со мной в моей могиле // И пела словно первая гроза». В квартетах же – в точном соответствии с камерным жанром – преобладает исповедальный тон. Здесь нет противоречия: сам композитор нередко называл иные свои квартеты камерными симфониями. Шостакович не возражал против своеобразного «повышения статуса» Восьмого квартета, тотчас переложенного для камерного оркестра (транскрипции сделали Абрам Стасевич и Рудольф Баршай) и ставшего камерной симфонией, популярной во всем мире. Такая же «участь» постигла потом другие квартеты – Четвертый, Десятый, Пятнадцатый: их философская глубина, ничуть не уступающая симфоническим шедеврам Шостаковича, стала достоянием более широкой аудитории. В ряду таких переложений и Симфония для альта и cтрунных «Тринадцатый» – транскрипция Квартета № 13 си бемоль минор, соч. 138, предпринятая Александром Чайковским.

Одночастный Тринадцатый квартет (1970) — музыкальное приношение выдающемуся альтисту Вадиму Борисовскому, чье семидесятилетие отмечалось в январе 1970 года. В последних квартетах Шостаковича особенно остро звучит мотив прощания. Созданный в больничной палате, Тринадцатый квартет носит скорбно-углубленный характер. Не раз отмечалось, что он написан словно бы для солирующего альта и струнного трио (этим продиктована, кстати, и транскрипция Александра Чайковского в виде симфонии для альта и струнных). И еще для одного, не обозначенного в партитуре «пятого инструмента»: музыкантам поручены удары смычка по деке. Сухие «костяшки смерти», как и pizzicato в высоком регистре, вызывают в памяти другие примеры dance macabre («пляски смерти»). Как и в Двенадцатом квартете или Пятнадцатой симфонии, Шостакович прибегает к серийной технике, но его додекафонные темы интонационно рельефны и напевны.

Монолог солиста — поначалу затаенный, полный печальных раздумий, в своем развитии достигает немалого напряжения, подчеркнутого жестким ритмом ледяных аккордов. Центральный раздел, более оживлен — если так можно сказать как раз о той самой пляске скелетов. Возвращающийся монолог альта не сулит просветления — он обрывается пронзительным вскриком на предельно высокой ноте.

Иосиф Райскин, mariinsky.ru

реклама

Словарные статьи

Струнный квартет 12.01.2011 в 16:48

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Дмитрий Шостакович

Год создания

1970

Жанр

камерные и инструментальные

Страна

СССР

просмотры: 3105
добавлено: 09.06.2015



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть