Шри-Ланки музыка

Категории словаря

Муз. культура Шри-Ланки имеет древние традиции. Подъём нац. культуры наблюдался в 15 в., когда на территории острова образовалось 3 крупных гос-ва: сингальские - Котте (на западе и юго-западе), Канди (в центр. областях), тамильское - Джафна (на севере). К этому времени начали складываться важнейшие нац. муз. жанры, стили, формы. Наиболее характерные особенности Ш.-Л. м. проявляются в иск-ве сингалов, составляющих осн. население страны. В течение неск. веков их музыка находилась под влиянием юж.-инд. муз. культуры. У сингалов инстр. музыка доминирует над вокальной. В их муз. инструментарии гл. роль принадлежит ударным и духовым. Семейство барабанов бера насчитывает 5 разновидностей (различаются формой, размерами), к-рые часто объединяются в ансамбли. Менее распространён барабан удекки. Популярны также пантеру (кольцо с укреплёнными на нём медными колокольчиками) и медные тарелочки талампот. Из духовых известны местная разновидность гобоя - хоранеуа, морские раковины разл. формы и размеров - хагедия. Раковины используются как сигнальные инструменты, иногда в инстр. ансамблях (напр., с бера), в нек-рых ритуалах. В культовом музицировании широко применяется ансамбль нагасиннам (неск. хоранеуа с барабанами).

Ведущее положение в муз. иск-ве сингалов занимает танец, к-рый является неотъемлемой частью нац. празднеств, религ. церемониалов, храмовых процессий, а также театр. представлений. В центр. областях страны популярны т. н. кандийские танцы, из к-рых наиболее известны удекки, пантеру (назв. их происходит от инструментов, под аккомпанемент к-рых они исполняются). В удекки танцующие достигают необыкновенной синхронности движений. В южных и западных районах Шри-Ланки преобладают танцы, связанные с повседневной жизнью, - рухуну, многие из них изображают повадки животных, птиц, напр. танцы слонихи, павлина и др. Рухуну зачастую сопровождаются пением. Мелодика этих напевов богато орнаментирована, сольное пение чередуется с унисонным хором. На Юге известны также символич. танц. сцены, основанные гл. обр. на сюжетах из мифологии, напр. "Нага и Гурула" (Нага - кобра, олицетворяющая зло, Гурула - орёл, символизирующий добро).

Для песен сингалов типичны короткие мелодич. фразы, нисходящее движение мелодии. Лады песен (4-, 5-, 6-тоновые) родственны нек-рым юж.-индийским. Манера пения характеризуется интенсивной вок. "вибрацией" и глиссандированием. Сольное пение обычно сопровождается игрой на ударных инструментах, реже хором (преим. женским; хор. партия то накладывается на партию солиста, то звучит попеременно с ней), иногда аккомпанемент вообще отсутствует. Среди песен - традиц. церемониальная "Сабде пуджа", трудовые "Шив-пада", популярные танц. песни, напр. "Гахака ваннама" (сопровождает танец, подражающий движениям слонихи, символизирующей у сингалов жен. грацию) и др.

Существ. пласт муз. культуры Шри-Ланки составляет религ. музыка. При определяющем значении буддизма немалую роль в формировании традиц. культуры сыграли древние религ. верования (тотемистические, анимистические и др.), под влиянием к-рых у нек-рых групп населения сложились обряды, связанные с верой в демонов, злых и добрых духов. Особая роль в этих обрядах отводится танцам, посв. определ. демонам и называемым европейцами "дьявольскими". Они исполняются под аккомпанемент ударных, среди к-рых ведущим является двусторонний барабан. Ныне "дьявольские" танцы входят в традиц. театр. представления, популярные среди населения Шри-Ланки. В традиц. т-ре существ. роль принадлежит музыке: действие перемежается пением и танцами.

Проникновение на Цейлон португальцев (16 в.), голландцев (17 в.), а затем англ. колонизация вызвали значит. ослабление местных культурных традиций. С приходом европейцев получили распространение новые песенные жанры, такие инструменты, как гитара, позднее - скрипка, фп. Возникли новые формы муз. жизни (напр., камерные концерты), гл. обр. у некоренного населения страны. Особое значение приобрела христ. церк. музыка, с к-рой была связана новая для муз. культуры страны манера хор. пения.

Завоевание независимости (1948; в 1972 провозглашена Республика Шри-Ланка) дало мощный импульс развитию социальной и культурной жизни. Деятельность муз. уч. заведений и художеств. коллективов координируется Мин-вом культуры. Совет по вопросам культуры и Департамент по делам культуры в качестве основной выдвинули задачу сохранения и изучения нац. иск-ва. Этими же проблемами занимается Ин-т сингальской культуры, при к-ром функционирует оркестр "Сангита паришадайя" (рук. П. В. Нандасари). Особенно интенсивна муз. жизнь Коломбо, где выступают разл. муз. коллективы, в т. ч. ансамбли, исполняющие традиц. музыку, - "Синхала сангита сангамайя" (рук. У. Б. Макуллолува), "Сайва Мангайяр Калагам" (рук. П. С. Мани Айенгар), ансамбли смешанного типа - "Сангита манджария" (рук. П. Кемадаса), "Пансилу Сандхвани" (рук. Л. Эдирисингхе); симф. оркестр Шри-Ланки (рук. Э. де Фонсека), в репертуаре к-рого преобладают произв. зап.-европ. классиков.

Среди композиторов Шри-Ланки - П. Кемадаса (автор "Сингальской новогодней" и "Морской" симфоний; в 1975 посетил СССР), П. Дунстан де Силва, В. Д. Амарадева (авторы музыки известного балета "Вишвави-мукти"), а также Джаяратна, С. Шанти. Мн. из них, основываясь в своём творчестве на нац. материале, используют зап.-европ. технику композиции. Появились свои исполнит. кадры: междунар. признание завоевала пианистка М. Пирис, популярны в стране исполнители сингальских традиц. песен - Судерис, Джайятура, Гуния, Поденерис, а также барабанщик Пула. Большое внимание уделяется муз. образованию. В 1953 в Коломбо осн. Гос. колледж изящных иск-в, где преподаются муз. предметы и танец. Позднее открылся Правительств. муз. колледж, из студентов к-рого создан Сингальский оркестр ориентальной музыки (рук. Б. С. Виджератна). При ун-те Шри-Ланки существует школа танца. Пропаганду нац. иск-ва ведут танц. ансамбли. С 1973 выступают Нац. ансамбль танца (рук. П. Бхарата; в 1974 гастролировал в СССР), с сер. 70-х гг. - танц. ансамбль, в составе к-рого представители потомственных семей танцоров (рук. У. Б. Макуллолува; гастролировал в СССР в 1976).

Важная роль в распространении муз. культуры принадлежит Радиовещат. корпорации. При ней функционируют 2 оркестра - сингальской музыки и тамильской музыки.

Влияние совр. коммерч. иск-ва привело к появлению в Шри-Ланке эстр. музыки, что зачастую сопровождается превращением в шлягеры мн. традиц. песен (обработки для голоса в сопровождении электрогитар, ударных и т. п.). В 60-70-х гг. расширились культурные связи Шри-Ланки с др. странами, в т. ч. с СССР.

Литература: Sene D. S., Folk songs of Ceylon, "Journal of the International folk music council", 1954, v. 6; Some aspects of traditional Sinhalese culture. A symposium. Conference on traditional cultures, Peradeniya, 1956; Geiger W., Culture of Ceylon in medieval times, Wiesbaden, 1960; Kenneman H., Traditional dance of Ceylon, "Arts of Asia", 1973, v. 3, No 3; Seneviratna A., Musical rituals of Dalada Maligawa, "Sangeet Natak", 1975, v. 36, No2; его же, Paсcaturya nada and the Hewisi Puja, "Ethnomusicology", 1979, v. 23, No 1.

Дж. К. Михайлов, E. В. Васильченко

реклама

вам может быть интересно

Барыня Музыкальные жанры
Лезгинка Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Аргентинская музыка Национальные культуры
En face, ан фас Балет и танец
Былина Музыкальные жанры
Дудук Музыкальные инструменты
Кеманча Музыкальные инструменты
Миннезингер Национальные культуры
Фестивали балета Балет и танец
Диатоническая гамма Термины и понятия
Мензуральная нотация Термины и понятия

Реклама