Дворжак. Славянские танцы, вторая тетрадь

Slovanské tance, Op. 72

Композитор
Дата премьеры
06.01.1887
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, большой барабан, тарелки, треугольник, струнные; в 1-м, 3-м, 5-м и 7-м танцах — 3 тромбона, в 6-м и 7-м — флейта-пикколо, в 8-м — колокольчики.

История создания

Издание в 1878 году Первой тетради Славянских танцев принесло Антонину Дворжаку европейскую славу, а издателю Зимроку — колоссальный доход, и в начале 1880 года он заказал композитору Вторую тетрадь. Занятый более серьезными, камерными жанрами, Дворжак предлагал повременить до осени, однако прошло не шесть месяцев, а шесть лет, прежде чем вторые Славянские танцы появились на свет. За это время композитор написал две симфонии и две оратории, работая над которыми не мог, по собственным словам, «думать о такой веселой музыке». К тому же он понимал, что новое сочинение должно быть достойно славы Первой тетради, а «дважды создать нечто подобное чертовски трудно!»

В эти годы Дворжак по полгода, от весны до осени, проводит в горах, недалеко от городка Пржибрама, в небольшом доме, окруженном прекрасным садом. 11 июня 1886 года он сообщает Зимроку: «Уже шесть недель как я нахожусь здесь, в Высокой, и поскольку погода так благоприятна и местность так великолепна, я живу здесь лучше, чем Бисмарк в Варцине (родовом замке в Пруссии. — А.К.), и при этом совсем не ленюсь. Целый день я обычно провожу в саду, который лелею и люблю, как божественное искусство; а потом брожу по лесу. На творчество много времени не остается, но дело идет как по маслу. Славянские танцы меня очень занимают, и я думаю, что они будут совсем другими (без шуток и иронии!)».

Действительно, работа шла так же быстро, как и над Первой тетрадью: сочинение фортепианного варианта в 4 руки заняло месяц (4 июня — 9 июля 1886 года), оркестровой партитуры — около полутора месяцев (середина ноября — начало января 1887 года). Уже 6 января 1-й, 2-й и 7-й танцы прозвучали в Праге в исполнении оркестра Национального театра под управлением автора, и в том же году Зимрок в Берлине издал партитуру под ор. 72.

С другой стороны, Вторая тетрадь оказалась непохожей на Первую. Здесь значительно больше поэтических картин, окрашенных то в эпические, то в лирические, то в комедийные тона. Нередко повествовательное или медитативное начало преобладает над непосредственно танцевальным. Заголовок гораздо более соответствует содержанию: использованы прообразы танцев различных славянских народов (собственно чешские танцы появляются только в трех из восьми номеров). Иными становятся и принципы инструментовки: если в Первой тетради оркестровый состав остается почти неизменным во всех танцах, то во 2-й инструментовка становится более тонкой, изысканной, в четных номерах исключены тромбоны. И даже объединение в сюиту происходит несколько иначе: арка возникает между № 1 и № 7, тогда как последний танец играет роль развернутого эпилога.

Музыка

№ 1 — представляет собой одземек, удалой мужской танец с прыжками («от земли»), известный в Словакии и Восточной Моравии. Он относится к «збойницким» — разбойничьим пляскам «горных хлопцев» — восставших крестьян и исполняется с секирами или топориками вокруг лесного костра. Дворжак, в отличие от народного одземека, построенного на повторении одной мелодии, чередует темы героические, полные стихийной силы, с повествовательными и женственно лирическими. Основной контраст подчеркнут оркестровыми средствами. В стремительных крайних разделах мощное tutti создает эффект массовой пляски, завершаемой ударами литавры. В более умеренном среднем разделе, с преобладающим звучанием деревянных духовых и струнных, возникает картина девичьих хороводов (одна из тем является подлинной народной словацкой песней «Сапожки мои»).

№2 — самый популярный у слушателей — образует резчайший контраст с предыдущим. Как и в 1-й тетради, композитор помещает на второе место украинскую думку, щемяще звучащую у скрипок. Ее оттеняют более светлые темы, в которых можно уловить ритм мазурки. Напевные мелодии отличаются редкой красотой, экспрессией, психологической глубиной, не свойственной танцевальному жанру. Лирический склад подчеркнут более скромными оркестровыми красками: из медных использованы лишь валторны, из ударных — литавры и треугольник.

№3 — еще одна скочна, но трактуемая по-иному, чем в 1-й тетради. Возникает картина пестрой ярмарочной суеты, насыщенных юмором представлений — то ли заезжих комедиантов (как в последнем акте «Проданной невесты» Сметаны), то ли очень любимого в Чехии XIX века кукольного театра. В центре — комическая любовная сценка: чувствительную, «сладкую», по авторскому определению, мелодию ведут флейта и гобой в октаву, а ритм отбивают большой барабан, тарелки и контрабасы пиццикато. Затем следует грубовато шутливая, терпко гармонизованная мелодия чешской народной песни «Под дубом, за дубом», также интонируемая деревянными духовыми. Она же завершает весь танец в мощном звучании tutti и головокружительном темпе.

№ 4 — снова украинская думка, перекликающаяся с № 2, с аналогичным составом более камерного оркестра (здесь исключен и треугольник). Этот номер уже невозможно назвать танцем. Преобладание лирико-поэтических, медитативных тем над танцевальными становится абсолютным, полностью отсутствуют и темповые контрасты. Многократно повторяющаяся краткая попевка со своеобразным ладовым оборотом напоминает старинные обрядовые заклинания сил природы, встречающиеся у многих славянских народов, а в среднем разделе господствуют сказочные образы из мира светлой фантастики.

№ 5 — самый краткий в цикле, целиком основанный на мелодии хороводной песни-танца «Говорила крестьянка крестьянке», исполнение которой Дворжак наблюдал на лугу в Высокой. Это сравнительно мало распространенная чешская шпацирка (от немецкого — прогуливаться), построенная на сопоставлении медленной чинной поступи и быстрого кружения с подскоком. Композитор изобретательно варьирует незамысловатую народную тему то в миноре, то в мажоре, в звучании то полного оркестра с медными и ударными, то лишь виолончелей и двух валторн в низком регистре.

№ 6 — опирается на польский прообраз — полонез, получивший широкое распространение по всей Европе с XVI века. Однако трактует его Дворжак весьма своеобразно, не подчеркивая присущую танцу острую ритмическую фигуру. Полонез сближен с моравским танцем, носящим название «стародавний», близким по характеру к менуэту (не случайно обозначение темпа — «умеренно, подобно мину эту» в старинном написании этого танца), что напоминает и о соуседске, использованной в № 4 и № 6 из 1-й тетради. В музыке крайних частей слышатся плавные галантные старомодные приседания, а более подвижная средняя часть украшена звучанием флейты-пикколо, которой, вместе с гобоем, поручена тема.

№ 7 — еще больше расширяет круг народных прообразов, представляя собой южнославянское (сербское) коло — хороводную пляску, где танцующие соединяют руки, образуя нерасторжимую цепь. Традиции коло уходят в глубокую древность славянских племен, связанную с языческими обрядами. Дворжак с большим размахом воссоздает картину шумного массового народного праздника: звучит полный оркестр, важную роль играют медные и ударные инструменты, все темы получают подлинно симфоническое развитие. Так № 7 становится финалом 2-й тетради, образно и даже интонационно перекликаясь с открывавшим ее одземеком.

№ 8 — опирается на чешскую соуседску, но в отличие от № 4 и № 6 из 1-й тетради танцевальность ей не свойственна. Обозначение темпа отсылает к медленному вальсу — не бытовому танцу с конкретными фигурами, а поэтическому образу этого символа романтизма. Преобладание лирико-мечтательных настроений связывает его с думкой № 4, что подчеркивает и явственное интонационное родство. Неистощимо богатство многочисленных тем — сердечных, искренних, то пылких, то сдержанных, овеянных дымкой воспоминаний или горечью расставания. Они получают широкое развитие, превращающее этот, самый протяженный из всех номеров, в подлинную симфоническую поэму. Таким образом, 2-я тетрадь приобретает второй, контрастный финал: №7 — картина буйного народного веселья, подобно финалу 1-й тетради; №8 — лирическое раздумье, слово от автора, завершающее не только 2-ю тетрадь, но и всю сюиту из 16 Славянских танцев.

А. Кенигсберг

Славянские танцы, 1-я тетрадь
Симфоническое творчество Дворжака

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама