Вагнер. «Шелест леса» из оперы «Зигфрид»

Композитор
Год создания
1862
Жанр
Страна
Германия
Рихард Вагнер / Richard Wagner

Состав оркестра: флейта, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, литавры, колокольчики, треугольник, струнные.

История создания

Над «Зигфридом» — третьей оперой из гигантского цикла «Кольцо нибелунга» на сюжет мифологических и героических сказаний древних германцев — Вагнер работал с большими перерывами. Закончив в 1852 году текст либретто всей тетралогии, композитор, живший тогда в Швейцарии, принялся за сочинение музыки «Золота Рейна», затем «Валькирии» и в сентябре 1856 года — «Зигфрида». Однако менее чем через год работа была прервана на середине II акта — сцене, в которой выросший в глухом лесу, не знающий страха юный герой, совершив свои первые подвиги, отдыхает в лесной чаще. «Моего юного Зигфрида я отправил в красивое уединение леса, — писал Вагнер 28 июня 1857 года. — Там я слезно простился с ним под липой. Но в одиночестве ему будет лучше, чем где бы то ни было». Композитор вернулся к «Зигфриду» спустя более десяти лет, осенью 1868 года, уже после создания «Тристана и Изольды» и «Нюрнбергских мейстерзингеров», а завершил оперу лишь в феврале 1871 года на вилле Трибшен в Швейцарии. Премьера состоялась 16 августа 1876 года под управлением дирижера Ганса Рихтера в качестве третьей части тетралогии, в специально построенном вагнеровском театре в маленьком баварском городке Байройте.

Однако за много лет до этого, в сентябре-октябре 1862 года, живя в прирейнском городке Биберихе, Вагнер сделал обработку отрывков из «Зигфрида» для концертного исполнения — эпизоды II акта, приспособленные для небольшого симфонического оркестра и названные «Шелест леса». Эта картина природы, воспевающая красоту родной земли, словно перекидывает арку к первой немецкой романтической опере — «Вольному стрелку» Вебера (1821), в котором важное место занимает образ леса.

Музыка

Прекрасен тихий, безмятежный, озаренный солнцем лес, изображаемый шорохом струнных. Его шелест навевает юному Зигфриду мысли о матери, которая умерла вскоре после его рождения. Кларнеты запевают красивую мелодию, ее развивают виолончели — возникают лейтмотивы, связанные с родителями Зигфрида (героями «Валькирии»). Вступает солирующая скрипка на фоне разделенных на небольшие группы струнных с сурдинами. Из глубины леса доносятся птичьи голоса (перекликаются гобой, флейта, кларнет). В душе Зигфрида они рождают любопытство и волнение: оказывается, он понимает язык птиц и может ответить им. Горделиво звучит фанфарный мотив героя (валторна, поддержанная деревянными духовыми). Все громче птичий щебет, все новые инструменты на разные лады варьируют лейтмотив птички. Но ни на миг не омрачается светлое, радостное настроение, царящее на протяжении всей симфонической картины.

А. Кенигсберг

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама