Штутгартский балет

Stuttgarter Ballett

Город
Штутгарт
Год основания
1609
Тип
Staatstheater Stuttgart

Первые балетные представления по французскому образцу в Штутгарте относятся к 1609 году. Со временем они стали заметным явлением в жизни герцогского двора. В историю балетного театра Штутгартский балет вошёл главным образом как арена реформаторских поисков французского хореографа Ж. Ж. Новера, который создал здесь в 1760-67 сюжетные драматические и трагические балеты — «Медея и Язон», «Ринальдо и Армида», «Смерть Геркулеса». В Штутгарте же первым изданием вышли его «Письма о танце» (1760).

В 1-й трети 19 в. балет Вюртембергского театра сохранял своё значение благодаря постановкам, осуществлённым Ф. Тальони, и выступлениям знаменитых артистов — О. Вестриса, М. Тальони и др. В середине 20 в. творческие успехи труппы связаны с именем балетмейстера Н. Берёзова (руководитель труппы в 1957-60), который поставил ряд классических балетов и «Паганини» на музыку Рахманинова.

Возрождение Штутгартского балета относится к 1961-73, когда труппу возглавлял английский балетмейстер Дж. Кранко. Под его руководством повысился профессиональный уровень труппы, увеличился её состав, были приглашены солисты из различных стран — бразильская артистка М. Хайде, американец Р. Крэган, датчанин Э. Мадсен, австралийка Дж. Ландон и др. Труппа выдвинулась в число ведущих коллективов Западной Европы. Кранко создал интересный и разнообразный репертуар. Среди его постановок — оригинальные редакции балетов классического наследия («Лебединое озеро», «Щелкунчик»), балеты «Дафнис и Хлоя» (1962), «Ромео и Джульетта» (1962), «Игра в карты» (1965); «Онегин» на муз. Чайковского в аранжировке Штольце (1965), «Укрощение строптивой» на муз. Скарлатти в аранжировке Штольце (1969), «Туманы» на муз. Дебюсси (1970), «Поэма экстаза» на муз. Скрябина (1970), «Инициалы Р. Б. М. Е. » на муз. 2-го концерта для фортепиано с оркестром Брамса (1972), «Следы» на муз. Малера (1973). Отдельные балеты ставили: Дж. Баланчин — «Аполлон Мусагет», «Блестящее аллегро»; К. Макмиллан — «Песнь о земле», и др.

В 1974-76 труппу возглавлял Г. Тетли, поставивший здесь «Дафнис и Хлоя» и «Greening» Нордхайма (оба — 1975). С 1976 труппой руководил Хайде.

В репертуаре (кроме указанных) балеты: Кранко — «Из времён Хольберга» на муз. Грига, «Гармонический порыв» на муз. Вивальди, «Салат» на муз. Мийо; Тетли — «Произвольности» на муз. Пуленка, «Арена» на муз. Суботника и «Весна священная»; М. Бежара — «Песни странствующего подмастерья» на муз. Малера. Среди постановок последних лет (в скобках фамилии балетм.): «Вальс» Равеля (Дж. Баланчин), «Гамлет: подразумеваемое» на муз. Копленда (Дж. Ноймайер), «Реквием» на муз. Форе (Макмиллан), «Вечный свет» на муз. Малера (У. Форсайт), все — 1976; «Дафна» на муз. Дворжака (Форсайт), «Спящая красавица» (Р. Хайтауэр по. Б. Ф. Нижинской и М. И. Петипа), «Flore subsimplici» на муз. Генделя (Форсайт), «Мираж» на муз. Мартена (Р. Хеллиуэлл), «Innere not» на муз. Брукнера (П. Монтаньон), все — 1977; «Тереза» на муз. Прокофьева (А. Урсуляк), «В бесконечном времени» на муз. Лигети (Форсайт), «Колокола» на муз. Рахманинова (Монтаньон), «Баллада о море и любви» на муз. Шоссона (Хеллиуэлл), «Кармен» на муз. Бизе в аранжировке Фортнера и Штейнбреннера (Хайде по Кранко), «Концертино» на муз. Яначека (Хеллиуэлл), «Смерть и девушка» на муз. Шуберта (Монтаньон), «Брат мой, сестры мои» на муз. Шёнберга и Веберна (Макмиллан), «Сон Галилея» на муз. Пендерецкого (Форсайт), «Дама с камелиями» на муз. Шопена (Ноймайер), «Летящие тени» на муз. Скрябина (Г. Понтекорво), «Aria de la Folia Espagnola» Хенце (Форсайт), «Т. Р. А. М. » на муз. Райха (П. Рилле), «Плагиатиссимо» на муз. Визенталь и др. (Р. Торнхилл и Морроу) — все в 1978; «Орфей» Хенце (Форсайт), «Сторона первая — Песни любви — Старые пластинки» на сборную муз. (Форсайт), все — 1979.

Штутгартский балет много гастролирует за рубежом, в т. ч. и в СССР (1972).

Энциклопедия «Балет» под ред. Ю. Н. Григоровича, 1981

реклама

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама