Жермен Тайфер

Germaine Tailleferre

Жермен Тайфер

Французский композитор. В 1915 окончила Парижскую консерваторию, где занималась у Ж. Коссада (контрапункт), Г. Форе и Ш. Видора (композиция), позднее консультировалась у М. Равеля (инструментовка) и Ш. Кеклена. Большое влияние на стиль Тайфер оказали творчество В. А. Моцарта и музыка композиторов- импрессионистов. С 1920 входила в «Шестёрку», выступала в концертах группы. Принимала участие в создании первого совместного сочинения «Шестёрки» — балета-пантомимы «Новобрачные Эйфелевой башни» (Париж, 1921), для которого написала «Кадриль» и «Вальс телеграмм». В 1937 в содружестве с композиторами, примкнувшими к антифашистскому Народному фронту, участвовала в создании массового спектакля «Свобода» (по пьесе М. Ростана; для Всемирной выставки в Париже). В 1942 эмигрировала в США, в послевоенные годы переехала в Сен-Тропезе (Франция). Тайфер принадлежат произведения различных жанров; большое место в её творчестве занимают концерты для различных инструментов и для голоса с оркестром, а также сценические произведения (большинство которых из-за слабых либретто и посредственных постановок не имели успеха). Тайфер обладает ярким мелодическим даром, её музыка изящна, и в то же время отмечена «дерзкими» новаторскими устремлениями «Шестёрки» (особенно в первый период творчества).


Сочинения:

оперы — Жил-был кораблик (опера-буффа, 1930 и 1951, «Опера комик», Париж), комические оперы Боливарский моряк (Le marin du Bolivar, 1937, на Всемирной выставке, Париж), Рассудительный дурак (Le Pou sensè, 1951), Ароматы (Parfums, 1951, Монте-Карло), лирическая опера Маленькая русалочка (La petite sirène, 1958) и др.; балеты — Продавец птиц (Le marchand d’oiseaux, 1923, пост. Шведского балета, Париж), Чудеса Парижа (Paris-Magie, 1949, «Опера комик»), Паризиана (Parisiana, 1955, Копенгаген); Кантата о Нарциссе (La Cantate du Narcisse; для солиста, хора и орк., на сл. П. Валери, 1937, исп. на Радио); для оркестра — увертюра (1932), пастораль (для камерного орк., 1920); для инструмента с оркестром — концерты для фп. (1924), для скр. (1936), для арфы (1926), концертино для флейты и фп. (1953), баллада для фп. (1919) и др.; камерно-инструментальные ансамбли — 2 сонаты для скр. и фп. (1921, 1951), Колыбельная для скр. и фп., струн. квартет (1918), Образы (Images) для фп., флейты, кларнета, челесты и струн. квартета (1918); пьесы для фортепиано; для 2 фп. — Игры на воздухе (Jeux de plein air, 1917); соната для арфы соло (1957); для голоса с оркестром — концерты (для баритона, 1956, для сопрано, 1957), 6 франц. песен 15 и 16 вв. (1930, исп. в Льеже на Междунар. фестивале совр. музыки); concerto grosso для 2 фп. и двойного вок. квартета (1934); песни и романсы на слова французских поэтов, музыка к драматическим спектаклям и фильмам.

Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Jourdan-Morhange H., Mes amis musiciens, P., (1955) (рус. пер. — Журдан-Моранж Э., Мои друзья музыканты, М., 1966, с. 181-89).

A. T. Тевосян

реклама

вам может быть интересно

Франческа Дего Инструменталисты

Главы из книг

Словарные статьи

Шестёрка (classic-music.ru) 17.01.2011 в 19:54

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

19.04.1892

Дата смерти

07.11.1983

Профессия

композитор

Страна

Франция

просмотры: 3902
добавлено: 20.08.2012



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть