Чайковский. Фортепианный концерт No. 2

Piano Concerto No. 2 (G-dur), Op. 44

Композитор
Год создания
1880
Дата премьеры
12.11.1881
Жанр
Страна
Россия
Пётр Ильич Чайковский / Pyotr Tchaikovsky

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль мажор, соч. 44 — произведение П. И. Чайковского, написанное в период с 1879 года по 1880 год. Произведение посвящено пианисту и дирижёру Николаю Григорьевичу Рубинштейну.

Написанный с большим виртуозным размахом, монументальный по форме Второй фортепианный концерт (1880) уступает, однако, Первому в смысле свежести и выразительности тематического материала, что и послужило, по-видимому, причиной относительно меньшей его популярности. Не свободен он также от некоторых длиннот и повторений (Вначале увлеченный новым произведением Чайковский признавал позже ряд допущенных им «крупнейших промахов». При подготовке к новому изданию концерта в 1893 году он согласился с некоторыми из предложенных А. И. Зилоти сокращений, но возражал против других, которые, по его мнению, нарушали ясность и логичность формы. Тем не менее все они были осуществлены в издании, вышедшем уже после смерти композитора, и именно эта редакция вошла в исполнительскую практику.). Но если рассматривать этот концерт вне сравнения с предыдущим, то нельзя не признать несомненных его достоинств как блестящего, эффектного произведения, представляющего благодарные возможности для демонстрации виртуозного мастерства исполнителя.

Ряд интересных находок содержит он в области формы. Так, сольная каденция перенесена с конца в середину сонатного Allegro. Она занимает всю вторую половину разработки и тем самым превращается из блестящего виртуозного отступления в органически неотъемлемый элемент общей композиции (Этого же принципа придерживается композитор в своем Третьем фортепианном и Скрипичном концертах.). Именно на этот раздел приходится главная, центральная кульминация первой части.

В светлом лирическом Andante non troppo, составляющем вторую часть концерта, наряду с фортепиано в качестве солирующих инструментов участвуют скрипка и виолончель, выступающие большей частью вместе, образуя красивый певучий дуэт, поддерживаемый легким прозрачным звучанием оркестра. Временами изложение приобретает почти камерный характер.

Завершается концерт несколько «шуманизированным» стремительным финалом карнавального характера, основанным на трех ритмически острых и бойких темах, которые не подвергаются широкой разработке, а лишь несколько варьируются, изменяют свою тональную и тембровую окраску при повторении.

Ю. Келдыш

реклама

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама