Te Deum, Te Дeум

Категории словаря

от начальных слов лат. текста "Те Deum laudamus" — "Хвала тебе, боже"; англ. We praise Thee, О God; нем. в пер. М. Лютера Herr Gott, dich loben wir

Хвалебный благодарственный гимн, исполняемый в рамках христианского богослужения (Т. D. входит в состав службы Matutinum, см. Церковная музыка), в торжеств. случаях (посвящение в епископы, священники). Возникновение T. D. относят к 3-4 вв. Мнения об авторстве текста (написанного в подражание псалмам) расходятся: среди возможных имён называют миланского епископа Амвросия (отсюда распространённое назв. - амвросианский гимн), рамесианского епископа Никиту и др. Ранний T. D. - одногол. мелодия с текстом, родственная григорианскому хоралу (см. Григорианское пение). Первый сохранившийся образец двухгол. T. D. относится к кон. 9 в. (приведён в "Musica enchiriadis") и представляет собой параллельный органум. Известный T. D. в стиле фобурдона принадлежит Ж. Беншуа. В 15-16 вв. хоральная мелодия T. D. становится основой для полифонич. композиций в характере мотета (X. Астон, И. Вальтер, О. Лассо, Палестрина и др.), хотя в T. D. этого времени широко используется и аккордовая фактура; осуществляют также T. D. в виде органных переложений.

K. Pеста. Те Deum.

В 17 в. исполнительский состав T. D. увеличился: многоголосный или многохорный, он сопровождался basso continuo (см. Генерал-бас) или оркестром (напр., 24-гол. Те Deum И. Г. Шейна, Те Deum Г. Шюца для двух 4-гол. хоров и инструментов, Те Deum M. Преториуса, а также Я. П. Свелинка, Т. Таллиса, Г. Пёрселла, Ж. Б. Люлли и др.). В целом T. D., связанный с древним гимном только общим текстом, приблизился к праздничной кантате и исполнялся по торжеств. случаям коронаций, выдающихся воен. побед и т. д. (напр., Те Deum Сарти, Генделя). T. D. этого времени состоял из контрастных разделов или самостоят. частей, в к-рых чередовались хоровые и сольные эпизоды, полифонич. и гомофонное изложение (Те Deum Гайдна, Моцарта и др.). T. D. 19 в. характеризуются сквозным симф. развитием, театр. яркостью образов (у Ф. Листа, Г. Берлиоза, А. Дворжака, Дж. Верди, А. Брукнера). Известен случай введения T. D. в оперу (финал 1-го д. оперы "Тоска" Пуччини). К T. D. обращаются мн. композиторы 20 в. (З. Кодай, Р. Воан-Уильямс, Б. Бриттен, Г. Рафаэль, Д. Мийо и др). В рус. православном богослужении произв., аналогичным T. D., является "Тебе бога хвалим" (см., напр., соч. Д. С. Бортнянского).

В. А. Моцарт. Те Deum, К.-V.141.

Литература: Kurthen W., Das Те Deum als Formproblem fьr die musikalische Komposition "Gregoriusblatt", 1911, Bd 36, No 1-6, Wagner R., Das Te Deum, "Gregorianische Rundschau", 1907, Jahrg. 6, его же, Einfьhrung in die gregorianischen Melodien, Bd 3, Lpz., 1921, переизд, Hildesheim - Wiesbaden, 1962; Pascher J., Das Stundengebet der rцmischen Kirche, Mьnch, 1954; Kirsch W., Grundzьge der Те Deum-Vertonungen im 15. und 16. Jahrhundert, в кн.: KongreЯ-Bericht Kassel 1962, Kassel, 1963; eго ж е, Varianten und Fragmente des liturgischen Те Deum-Textes in den mehrstimmigen Kompositionen des 17. und 18. Jahrhunderts, в изд.: Kirchenmu-sikalische Jahrbuch, Bd 48, No 8, 1964; его же, Die Quellen der mehrstimmingen Magnificat- und Te-Deum-Vertonungen bis zur Mitte des 16. Jahrhunderts, Tutzmg, 1966.

Т. С. Кюрегян

реклама

вам может быть интересно

Боливийская музыка Национальные культуры
Узбекская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Portаto, портaто Термины и понятия
Бурлеска Музыкальные жанры
Фальцет Опера, вокал, пение
Осетинская музыка Национальные культуры
Releve, релеве Балет и танец
Кварта Термины и понятия
Болонья Города
Тетрахорд Термины и понятия
Хоруми Национальные культуры

Реклама