Терменвокс

Категории словаря

от имени изобретателя и лат. vox — голос

Первый советский электромузыкальный инструмент. Изобретён Л. С. Терменом в 1920. В первом варианте одноголосный; применяемые электронные схемы были радиоламповые, позже - транзисторные. В Т. электрич. колебания звуковых частот генерируются по методу биений между колебаниями двух высокочастотных генераторов. Схема Т. содержит два генератора высокой частоты, из к-рых один работает на фиксированной частоте, а частота второго генератора определяется расстоянием между правой рукой музыканта и небольшой вертикальной штыревой антенной, подключённой к его колебат. контуру. Рука и антенна представляют собой как бы воздушный конденсатор, ёмкость к-рого оказывается приложенной параллельно ёмкости конденсатора, входящего в колебат. контур генератора. Изменяя расстояние правой руки от антенны, исполнитель тем самым повышает или понижает частоту второго генератора, соответственно меняя частоту комбинационных тонов, т. е. звуковую частоту. Из множества возникающих т. о. тонов используются 3-4 октавы. Тембр звука Т. (может напоминать тембр певческого голоса, скрипки, виолончели, флейты, трубы, саксофона, англ. рожка, разл. щипковых и удар. инструментов) устанавливается переключением соответствующих регистров. Динамические оттенки регулируются с помощью движений левой руки над левой антенной.

Вариантами Т. являются терпситон (от греч. terpsi - танцевальный) и многоголосный Т. (1975). В терпситоне применена общая схема Т., однако антенна является плоской и помещается под танц. платформой; изменения положения тела танцора меняют электрич. ёмкость и продуцируют звуки разл. высоты, образующие род синхронной танцу мелодии. В многогол. Т. исполнитель может сопровождать мелодию аккордами в чистом строе, получаемыми с помощью электронных схем умножения и деления частоты исполняемого звука мелодии. Наиболее соответствующие этому звуку аккорды из 6-8 возможных включаются горизонтальным движением левой руки (оптич. способ) или переключением пальцами левой руки соответств. контактов прикреплённого к её ладони маленького радиопередатчика. Произв. для Т. создавали Н. Березовский, Э. Варез, П. Грейнджер, Б. Мартину, А. Фулейхан, Дж. Шиллингер и др. Исполнители на Т. - Л. Розен, Де Бройль, К. Рокмор и др. В 1978 фирма "Делос" в США выпустила грампластинку с записью исполнения на Т. произв. рус. композиторов Кларой Рокмор.

Литература: Браудо Е., Гнесин М., Авраамов A., Электрификация музыки, "Правда", 1927, 8 июля; Брoнштейн С. Н.,"Терменвокс" и "Электрола", М., 1930; Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 4, М., 1956, с. 261-262; Анфилов Г., Физика и музыка, М., 1962, с. 95-104; Tермен Л. С., Физика и музыкальное искусство, М., 1966; его же, Электроника и музыка, в кн.: Ежегодник радиолюбителя, М., 1968; Когоутек Ц., Техника композиции в музыке XX века, пер. с чеш., М., 1976; Меерзон Б. Я., Электромузыкальные инструменты, М., 1977; Дрейден С., Ленин знакомится с терменвоксом, "МЖ", 1978, No 7; Фомин Б., Электромузыкальные инструменты, там же, 1978, No 12.

Л. С. Термен

реклама

вам может быть интересно

Бемоль Термины и понятия
Жанры балетные Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Путевой распев Церковная музыка
Гамма Термины и понятия
Резонаторное отверстие Музыкальные инструменты
Попевка Церковная музыка
Гамма Черномора Термины и понятия
Грузинская музыка Национальные культуры
Орнаментика Термины и понятия
Серенада Музыкальные жанры
Сопрано Опера, вокал, пение
Строй в музыке Термины и понятия

Реклама