Тонадилья

Категории словаря

Тонадилья (испан. tonadilla, букв. - песенка, уменьшит. от tonada - песня) - испан. муз. комедия сер. 18 - нач. 19 вв. Как правило, исполнялась в виде интермедии, острохарактерной сценки с пением и плясками в антракте между актами комич. оперы. Известно ок. 2000 Т., предназначенных для разл. исполнит. составов (для соло, дуэта, трио, обычно - не более чем для 12 участников, а также оркестра, иногда и хора). Для многих Т. характерно трёхчастное строение: интрада, coplas и финал с использованием жанров сегидильи и тираны. Т. отличают динамизм и стремительность развития действия, связь с нар. муз. жанрами, песенность мелодий, простота и доступность муз. языка.

Т. восходит к первым опытам испан. лирич. театра, инстр. прологи к пьесам к-рого иногда назывались "тоно". Позднее появились вок. интермедии (entremes cantado), состоявшие из неск. куплетов, предназначенных первоначально для сольного исполнения, а затем для дуэта, трио и т. д. с включением разговорной речи. Этот жанр впоследствии получил название тонады или baile de bajo (аккомпанировали обычно гитара, виолончель и контрабас). Приблизительно к 1740 в Т. стали включать куплеты с припевом. Одним из первых создателей Т. был Л. Мисон, к-рый написал ок. 180 произв. этого жанра (сохранились только 4 из них). Большое количество Т. создали А. Герреро, П. Эстеве (ок. 340 Т.), Б. де Ласерна (ок. 800 Т.); Т. писали также М. Пла, М. Феррейра, П. де Мораль. Певец, гитарист и композитор М. дель Пополо Висенте Гарсия считается последним из "тонадильерос". Он написал ок. 70 Т.; песня (поло) из его Т. "Мнимый слуга" ("El criado fingido", 1804) использована в антракте к 4-му д. оперы "Кармен" Бизе. Т. достигла расцвета в 70-90-х гг. 18 в. Впоследствии в Т. сказалось влияние итал. оперы и франц. опера комик. Художеств. опыт Т. был развит нек-рыми из испан. композиторов кон. 19 - нач. 20 вв. Особый интерес представляет "Собрание тонадилий, написанных в старинном стиле" ("Colection de Tonadillas escritas en estilo antiguo") Гранадоса для голоса и фп.; несмотря на камерность замысла в них сохранились черты сценич. действия.

Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 1, М., 1953; Розеншильд К., Энрике Гранадос. Из истории испанской музыки, М., 1971; Мартынов И., Музыка Испании, М., 1977; Pedrel1 F., Teatro lirico-espaсol anterior al siglo XIX, v. 1-5, La Coruсa, 1897-98; Subirб J., La tonadilla escйnica, t. 1-3, Madrid, 1928-30; eго жe, Historia de la mъsica teatral en Espaсa, Barcelona, 1945; его же, La musique espagnole, P., 1959; Chase G., The music of Spain, N. Y., 1959.

И. Э. Манукян

реклама

вам может быть интересно

Ars nova, арс нова Течения в искусстве
Sanctus, санктус Церковная музыка

рекомендуем

смотрите также

Предложение Термины и понятия
Концертмейстер Термины и понятия
Перекидное жете Балет и танец
Домра Музыкальные инструменты
Полифункциональность Термины и понятия
Мазурка Музыкальные жанры
Пародия Термины и понятия
Реализм Течения в искусстве
Японская музыка Национальные культуры
Гопак Музыкальные жанры

Реклама