Вечера современной музыки

Город
Санкт-Петербург
Год основания
1900
Тип

Музыкальный кружок, существовавший в Петербурге в 1900-12. Осн. цель В. с. м. — систематич. пропаганда новых произв. рус. и зарубежных композиторов конца 19 — нач. 20 вв. В кружок входили критики В. Г. Каратыгин и А. П. Нурок, просвещённый любитель музыки В. Ф. Нувель, композиторы И. И. Крыжановский и И. В. Покровский, пианист А. Д. Медем и др. Концерты кружка (в среднем 5 в сезон), на к-рых выступали мн. известные певцы и инструменталисты, вызывали большой интерес публики и критики. Всего состоялось 56 концертов, в к-рых прозвучало мн. новых, а также забытых произв. Здесь, в частности, впервые в России были исполнены мн. камерные пьесы К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса, С. Франка, В. дЭнди, Э. Шоссона, Ф. Шмитта, Роже-Дюкаса, Г. Малера, Л. Шёнберга и др. зарубежных авторов. На одном из вечеров (1906) выступил со своими сочинениями М. Регер. Заслугой кружка была активная поддержка молодых рус. композиторов. Так, на В. с. м. состоялись творч. дебюты И. Ф. Стравинского (17 дек. 1907), С. С. Прокофьева и Н. Я. Мясковского (18 дек. 1908). Устраивались также показы малоизвестных соч. рус. классиков («Сорочинская ярмарка», «Женитьба» Мусоргского, ряд соч. Римского-Корсакова и Бородина).

Пропагандистская деятельность В. с. м. способствовала расширению репертуара рус. концертов, освоению творч. достижений совр. музыки. Организаторы кружка (Каратыгин, Нурок, Крыжановский) выступали в печати, отстаивая идеи художеств. обновления отечеств. музыки. Несмотря на нек-рую односторонность эстетич. позиции, обусловленную влияниями модернизма, критич. и муз.-обществ. деятельность В. с. м. оставила значит. след в рус. муз. жизни первого десятилетия 20 в. Продолжением деятельности петерб. В. с. м. были кратковременно проводившиеся (по инициативе критика В. В. Держановского и певицы Е. В. Копосовой) вечера совр. музыки в Москве (с 1909).

И. В. Нестьев

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама