Люба Велич

Ljuba Welitsch

Дата рождения
10.07.1913
Дата смерти
01.09.1996
Профессия
Тип голоса
сопрано
Страна
Австрия, Болгария
Автор

Люба Велич / Ljuba Welitsch

«Я не немецкая пейзанка, а сексуальная болгарка», – как-то игриво сказала сопрано Люба Велич, отвечая на вопрос, почему она никогда не пела Вагнера. Этот ответ – не самолюбование знаменитой певицы. Он точно отражает не только ее самоощущение, но и то, как ее воспринимала публика в Европе и Америке – как единственную в своем роде богиню чувственности на оперном олимпе. Ее темперамент, ее открытая экспрессия, сумасшедшая энергетика, своего рода квинтэссенция музыкально-драматического эротизма, которой она одаривала зрителя-слушателя сполна, оставили о ней память, как об уникальном явлении в мире оперы.

Люба Величкова родилась 10 июля 1913 г. в болгарской провинции, в небольшом селении Славяново, что неподалеку от крупнейшего порта страны Варны – после первой мировой войны городок был переименован в Борисово в честь тогдашнего болгарского царя Бориса III, поэтому в большинстве справочников указано именно это название в качестве родины певицы. Родители Любы – Ангел и Рада – происходили из Пиринского края (юго-запад страны), имели македонские корни.

Музыкальное образование будущая певица начала еще в детстве, обучаясь игре на скрипке. По настоянию родителей, желавших дать дочери «серьезную» специальность, изучала философию в Софийском университете, параллельно пела в хоре столичного кафедрального собора Александра Невского. Однако тяга к музыке и артистические способности все-таки привели будущую певицу в Софийскую консерваторию, где она училась в классе профессора Георгия Златева. Учась в консерватории, Величкова пела в хоре Софийской оперы, здесь же состоялся ее дебют: в 1934 г. она спела маленькую партию продавщицы птиц в «Луизе» Г. Шарпантье; второй ролью стал царевич Федор в «Борисе Годунове» М. П. Мусоргского, причем в титульной роли в тот вечер выступал знаменитый гастролер – великий Шаляпин.

Позже Люба Величкова совершенствовала свое вокальное мастерство в Венской академии музыки. За время обучения в Вене произошло приобщение Величковой к австро-немецкой музыкальной культуре и дальнейшее ее становление как оперной артистки связано преимущественно с немецкими сценами. Тогда же она «укорачивает» свою славянскую фамилию, делая ее более привычной немецкому уху: так из Величковой появляется Велич – имя, впоследствии ставшее знаменитым по обе стороны Атлантики. В 1936 г. Люба Велич подписывает свой первый австрийский контракт и до 1940 г. поет в Граце преимущественно в итальянском репертуаре (среди ролей тех лет – Дездемона в опере Дж. Верди «Отелло», партии в операх Дж. Пуччини – Мими в «Богеме», Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй», Манон в «Манон Леско» и др.).

В период второй мировой войны Велич поет в Германии, став одной из самых знаменитых певиц третьего рейха: в 1940 – 1943 гг. она солистка старейшего оперного театра Германии в Гамбурге, в 1943 – 1945 гг. - солистка Баварской оперы в Мюнхене, кроме того, часто выступает на других ведущих немецких сценах, среди которых прежде всего Саксонская «Земпер-опер» в Дрездене и Государственная опера в Берлине. Блистательная карьера в фашистской Германии позже никак не отразилась на международных успехах Велич: в отличие от многих немецкий или европейских музыкантов, процветавших во времена Гитлера (например, Р. Штраус, Г. Караян, В. Фуртвенглер, К. Флагстад и др.), певица счастливо избежала денацификации.

В это же время она не порывает и с Веной, которая в результате аншлюса хотя и перестала быть столичным городом, но не утеряла своего значения как мировой музыкальный центр: в 1942 г. Люба впервые поет в венской Фольксопер партию Саломеи в одноименной опере Р. Штрауса, ставшую ее визитной карточкой. В этой же роли она дебютирует в 1944 г. Венской государственной опере на праздновании 80-летия Р. Штрауса, который был в восторге от ее интерпретации. С 1946 г. Люба Велич становится штатной солисткой Венской оперы, где она сделала головокружительную карьеру, итогом которой стало присвоение ей в 1962 г. почетного звания «Каммерзенгерин».

В 1947 г. с этим театром она впервые выступила на сцене лондонского «Ковент-Гарден» опять же в своей коронной партии Саломеи. Успех был велик, и певица получает персональный контракт в старейшем английском театре, где постоянно поет до 1952 г. такие партии как Донна Анна в «Дон Жуане» В. А. Моцарта, Мюзетта в «Богеме» Дж. Пуччини, Лиза в «Пиковой даме» П. И. Чайковского, Аида в «Аиде» Дж. Верди, Тоска в «Тоске» Дж. Пуччини и др. Специально в расчете на ее исполнение в сезоне 1949/50 гг. была поставлена «Саломея», соединившая талант певицы с гениальной режиссурой Питера Брука и экстравагантной сценографией Сальвадора Дали.

Вершиной карьеры Любы Велич стали три сезона в нью-йоркской «Метрополитен-опера», где она дебютировала в 1949 г. вновь в партии Саломеи (этот спектакль под управлением дирижёра Фрица Райнера записан и по сей день остается лучшей интерпретацией штраусовской оперы). На сцене нью-йоркского театра Велич пела свой основной репертуар – кроме Саломеи это Аида, Тоска, Донна Анна, Мюзетта. Помимо Вены, Лондона и Нью-Йорка певица появлялась и на других мировых сценах, среди которых наиболее знаменательны Зальцбургский фестиваль, где в 1946 г. и 1950 г. она исполнила партию Донны Анны, а также Глайндборнский и Эдинбургский фестивали, на которых в 1949 г. по приглашению знаменитого импресарио Рудольфа Бинга она пела партию Амелии в «Бале-маскараде» Дж. Верди.

Блестящая карьера певицы была яркой, но недолгой, хотя официально завершилась лишь в 1981 г. В середине 1950-х гг. у нее начались проблемы с голосом, потребовавшие операцию на связках. Причина этого кроется, вероятно, в том, что певица в самом начале карьеры отказалась от чисто лирического амплуа, чему в большей степени соответствовала природа ее голоса, в пользу более драматических ролей. После 1955 г. она выступала редко (в Вене до 1964 г.), преимущественно в небольших партиях: ее последней большой ролью стала Ярославна в «Князе Игоре» А. П. Бородина. В 1972 г. состоялось возвращение Велич на сцену «Метрополитен-опера»: вместе с Дж. Сазерленд и Л. Паваротти она выступила в опере Г. Доницетти «Дочь полка». И хотя ее роль (Герцогиня фон Кракенторп) была маленькой и разговорной, публика горячо приветствовала великую болгарку.

Голос Любы Велич был весьма неординарным явлением в истории вокала. Не обладая особой красотой и богатством тона, он в то же время имел качества, выделявшие певицу среди других примадонн. Для лирического сопрано Велич характерны безупречная чистота интонации, инструментальность звучания, свежий, «девический» тембр (делавший ее незаменимой в партиях юных героинь, таких как Саломея, Баттерфляй, Мюзетта и др.) и необыкновенная полетность, даже пронзительность звука, позволявшая певице без труда «прорезать» любой, самый мощный оркестр. Все эти качества, по мнению многих, делали Велич идеальной исполнительницей для вагнеровского репертуара, к которому певица однако на протяжении всей своей карьеры оставалась совершенно равнодушной, считая драматургию опер Вагнера неприемлемой и неинтересной для ее огненного темперамента.

В истории оперы Велич осталась прежде всего как блестящая исполнительница Саломеи, хотя несправедливо считать ее артисткой одной роли, поскольку значительного успеха она добилась и в ряде других партий (всего в репертуаре певицы их было около полусотни), успешно выступала и в оперетте (ее Розалинду в «Летучей мыши» И. Штрауса на сцене «Метрополитен» многие ценили не меньше, чем Саломею). Она обладала выдающимся талантом драматической актрисы, что в докалласовскую эпоху было не таким уж частым явлением на оперной сцене. В то же время темперамент, подчас, захлёстывал ее, приводя к курьезным, если не трагикомическим ситуациям на сцене. Так в роли Тоски в спектакле «Метрополитен-опера» она буквально избила своего партнера, исполнявшего роль ее мучителя барона Скарпиа: такое решение образа встретило восторг публики, но после спектакля доставило немало хлопот дирекции театра.

Актерское мастерство позволило Любе Велич после ухода с большой сцены сделать вторую карьеру, снимаясь в кино и на телевидении. Среди работ в кино кинолента «Человек между…» (1953 г.), где певица играет роль оперной дивы опять же в «Саломее»; музыкальные фильмы «Голубка» (1959 г., с участием Луи Армстронга), «Заключительный аккорд» (1960 г., с участием Марио дель Монако) и др. Всего фильмография Любы Велич включает 26 кинолент. Скончалась певица 2 сентября 1996 г. в Вене.

реклама

вам может быть интересно

Генрик Шеринг Инструменталисты

Публикации

Саломея столетия (operanews.ru) 21.07.2013 в 15:28

рекомендуем

смотрите также

Реклама