На зарядку становись!

Два новогодних вечера в «Зарядье»

Эти заметки — именно заметки, так как на сей раз «разборов полетов», хотя это и не просто, попробуем избежать. И всё же заголовок может показаться легкомысленным. Но, как бы то ни было, два концерта, состоявшиеся в Москве в Зале «Зарядье» 30 и 31 декабря, когда под Новый год хочется чего-то весьма необычного и светлого, действительно зарядили энергией. Энергией музыкального оптимизма! А в преддверии сáмого любимого и длинного народного праздника, требующего выносливости из-за бесконечных застолий, это оказалось как нельзя кстати! Если говорить о серьезной академической классичности программы первого вечера, то новогодне-развлекательной она, в сущности, и не была, но стала настолько изящным и по-новогоднему фееричным пиршеством музыки, что сыграла роль чудесной «артподготовки» (в данном случае «арт» – от слова «искусство») ко второму вечеру. А его академичность как раз и предстала в заведомо фееричном ключе. Но с этим именно 31 декабря организаторы концерта попали в самую точку!

Героем первого вечера стал наш роскошный бас Ильдар Абдразаков, выступивший с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е.Ф. Светланова (художественный руководитель – Владимир Юровский). Место за дирижерским пультом Госоркестра занял довольно еще молодой, но маститый, хорошо уже известный и востребованный в мире маэстро Василий Петренко: во второй части концерта он предстал также мастером крупной симфонической формы. У второго вечера оказалась пара героев, точнее – героиня и герой. Первая – наша блистательная певица-сопрано Альбина Шагимуратова, второй – прославленный пианист Михаил Плетнев, представший именно в этой музыкальной ипостаси. А за дирижерский пульт его оркестра, то есть Российского национального оркестра (РНО), художественным руководителем и главным дирижером, которого он как раз и является, встал американский «маэстро-праздник» Джозеф Олефирович. Этот дирижер в непринужденно-легкую ткань вечера внес море музыкального и артистического обаяния, что проявилось не только в аккомпанементе солистам, но и в «праздничности» исполненных инструментально-симфонических пьес.

30 декабря

Если исходить из того, что Ильдар Абдразаков был занят лишь в одном отделении, то пять разноплановых оперных арий, представленных им, – число довольно внушительное. Впечатляюща была перекличка созданных певцом вокальных портретов Мефистофелей – французского и итальянского: из «Фауста» Гуно прозвучали куплеты этого персонажа, а из «Мефистофеля» Бойто – ария «со свистом». Французский аспект был расширен куплетами Эскамильо из «Кармен» Бизе, а итальянский – арией Дона Базилио из «Севильского цирюльника» Россини и арией Аттилы из одноименной оперы Верди. Последняя стала «приветом из Милана», ведь в партии Аттилы 7 декабря теперь уже прошлого года Ильдар Абдразаков выступил на открытии сезона 2018/2019 в новой постановке театра «Ла Скала». Последние спектакли премьерной серии анонсированы на первые дни января, так что на концерт в «Зарядье» певец специально прилетал из Милана. По-особому певучая, тонкая выразительность этого исполнителя, его страстная – мощная и нежная! – кантилена не преминули очаровать публику и на сей раз.

И грозный тиран Аттила, и плутоватый Дон Базилио, и дьявольски колоритный Мефистофель Арриго Бойто (композитора нового направления итальянской музыки второй половины XIX века) нашли в интерпретации Ильдара Абдразакова потрясающего певца-артиста. Его голос – уже сама по себе музыка, и если в итальянском репертуаре эта музыка звучит подчеркнуто аффектированно, необычайно рельефно и мобилизующее энергично, то во французском, не утрачивая темпераментности, наполняется флером изысканности, восхитительно-чувственным шармом. Портреты Эскамильо и французского Мефистофеля лишь убеждают в этом с новой силой. Но вместить в себя все репертуарные интересы певца жанровость этих пяти арий, понятно, не может: его амплуа намного богаче и шире.

Так, из ближайших планов певца в январе-феврале можно назвать партию Лепорелло в «Дон Жуане» Моцарта на сцене нью-йоркского театра «Метрополитен-опера», а в апреле – «Реквием» Верди на сцене Festspielhaus Baden-Baden (с Берлинским филармоническим оркестром и Хором Баварского радио под управлением Риккардо Мути). И если Ильдара Абдразакова представлять давно уже не требуется, то в отношении Василия Петренко сказать несколько слов всё же будет уместно, ибо нам он сегодня известен меньше, чем за рубежом. После окончания Санкт-Петербургской консерватории маэстро работал в Театре оперы и балета им. М.П. Мусоргского (Михайловском театре) и в театре «Зазеркалье», в 2004–2007 годах занимал пост главного дирижера Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра. После весьма успешного дебюта в 2004 году с Королевским Ливерпульским филармоническим оркестром (RLPO) с сезона 2006/2007 он становится его главным приглашенным дирижером, и с этого момента международная карьера Василия Петренко начинает развиваться поистине с фантастической скоростью!

После стадии срочных контрактов с RLPO, один из которых повышает статус маэстро до главного дирижера, договор о сотрудничестве с ним как с главным дирижером – редчайший случай! – становится бессрочным. C декабря 2008-го по 2013 год он был также главным дирижером Национального молодежного оркестра Великобритании, с сезона 2013/2014 занял пост главного дирижера Филармонического оркестра Осло, а в 2015 году – пост главного дирижера Молодежного оркестра Европейского союза. Эти обязанности он совмещает сегодня с руководством RLPO, а с сезона 2021/2022 его ждет пост главного дирижера Королевского филармонического оркестра (RPO) в Лондоне. В связи с этим в конце сезона 2019/2020 он оставит свой пост в Филармоническом оркестре Осло, а в конце сезона 2020/2021 – пост в RLPO с получением в нём статуса дирижера-лауреата. С сезона 2016/2017 Василий Петренко – также главный приглашенный дирижер Госоркестра, и нынешнее его появление в Москве – одно из приглашений в подобном качестве.

Маэстро ожидаемо легко нашел общий язык и с певцом-солистом, и с музыкантами оркестра. А открыла праздничный вечер увертюра к «Кармен» Бизе, но, конечно же, наиболее весомым и значимым симфоническим фрагментом первого отделения стал «Танец семи покрывал» из «Саломеи» Рихарда Штрауса. Вечная классика Бетховена – его Седьмая симфония ля мажор (op. 92) – составила второе отделение. И если мини-зарисовка Рихарда Штрауса явила момент невероятно мощной музыкальной экзистенциальности, то масштабно-величественная фреска Бетховена – нескончаемый праздник гармонии и жизни. И пусть героическое шло в нём рука об руку с трагическим, оптимизм жизни победил! «Артподготовка» этой симфонией на сей раз искусно была проведена на основе умелой «рекогносцировки» партитуры в аспекте музыки высочайшего классического калибра!

Оптимизм опуса оживал в тонкой, филигранно выстроенной синкретике чувственных красок и психологических оттенков. Он захватывал точными и «конкретными» репликами инструментальных соло, живой динамикой и прихотливой, мастерски продуманной игрой звучностей, а также удивительно выдержанной сбалансированностью оркестровых групп. С тех пор как Госоркестр возглавляет Владимир Юровский, качество его звука стало более рафинированным, более отзывчивым на нюансы, и поэтому впервые со времен великого Светланова сегодня можно говорить о фирменном оркестровом звучании этого коллектива. Оно – принципиально иное, но со знанием дела выпестованное на волне новой генерации дирижеров. Василий Петренко встал за пульт именно такого оркестра, и этот оркестр, раскрыв свою коллективную душу, ответил ему взаимностью…

31 декабря

В сравнении с Госоркестром, РНО – коллектив молодой, но одно время после великой эпохи Светланова, которая закончилась явно при «помощи» тех, от кого это тогда зависело (и кто этот финал явно хотел приблизить), игровая форма Госоркестра была в очевидном упадке, а Российский национальный оркестр, напротив, оставался в лидерах. Сегодня ситуация с московскими оркестрами – такая, что настало время говорить о лидерстве сразу двух коллективов – РНО и Госоркестра. И это прекрасно! Услышав подряд два оркестра в одном и том же зале, понимаешь, что своего фирменного звучания, которым РНО поражал в первые годы после своего образования, он нисколько не растерял. Этот звук – всё тот же, он по-прежнему узнаваем! Кто-то скажет, что на разном репертуаре сравнивать звучание нельзя, но в данном случае речь идет о сравнении не игровых форм оркестров, а их «голосов», ведь собственный голос любому оркестру присущ так же, как и голос человеку.

На сей раз РНО порадовал своим, свойственным лишь ему звучанием в феерически светлых, зажигательных пьесах. В их число вошли увертюры к «Детям капитана Гранта» Дунаевского, «Виндзорским проказницам» Николаи, «Летучей мыши» Иоганна Штрауса и «Кандиду» Бернстайна, оркестровые версии «Венгерских танцев» Брамса (№№ 1, 3 и 5) и три инструментальные поп-композиции Лероя Андерсона («Королева бала», «Печатная машинка» и «Праздник Буглера»). В «Печатной машинке» и вправду было «соло» на печатной машинке со звоночком, а в «Празднике Буглера» – потрясающее виртуозное трио солирующих труб! Из названного наиболее «строгим» и «классичным» оказался, пожалуй, опус Николаи, но, в целом, это всё были пьесы, способствовавшие поднятию настроения и приливу бодрости духа. Концерт шел приблизительно полтора часа без антракта, и в предновогодний вечер такая его компактная нон-стоп форма оказалась, как говорится, «тем, что надо»! Необходимо ведь было еще добраться до дома и, прежде чем встретить Новый год, проводить год старый…

Финальным инструментально-симфоническим аккордом программы стало исполнение прямо-таки новогодней четырехчастной Сюиты для фортепиано с оркестром Александра Цфасмана («Снежинки», «Лирический вальс», «Полька», «Быстрое движение»), в которой блестяще солировал Михаил Плетнев. Этому опусу лирика и виртуозность присущи в равной мере, и «достать их из нот» солисту удалось как нельзя лучше! Успех исполнения был настолько мощным, что первую часть пришлось даже бисировать… И всё же автора этих строк концерт в преддверии Нового года привлек, прежде всего, именем заявленной в нём Альбины Шагимуратовой. Эта певица совсем недавно ошеломила Москву в партии Графини ди Фольвиль в «Путешествии в Реймс», в первой постановке этой оперы Россини в Большом театре России. А 29 декабря она спела главную партию – одну из своих коронных ролей бельканто – на премьере новой постановки «Лючии ди Ламмермур» Доницетти в Мариинском театре.

В программе певицы на предновогоднем концерте в «Зарядье опусов бельканто не было, но прозвучали четыре прелестные лирические пьесы – три арии и канцона. В число арий вошли – проникновенно-чувственное ариозо Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини и два изумительно-мелодичных вальса (вальс Джульетты из «Ромео и Джульетты» Гуно и вальс Ядвиги из «Робинзона Крузо» Оффенбаха). К ним весьма изящно присоединилась «Estrellita» («Звездочка») – № 2 из диптиха «Две мексиканские песни» Мануэля Понсе. Исполненная ария Пуччини – из всего оперного репертуара этого композитора, пожалуй, единственное, что сегодня предельно адекватно ложится на голос певицы, сфера оперных триумфов которой – абсолютно иная. А в концерте услышать это ариозо было невероятно интересно, тем более что спето оно было изумительно ровно и романтически ярко.

А два французских вальса – самое что ни на есть родное амплуа певицы. Его в первом приближении, не претендующем на всеохватность, можно разложить на русскую музыку, Моцарта, французскую лирическую оперу и опусы традиционной тройки композиторов итальянского бельканто (Россини, Беллини, Доницетти), к которым логически примыкает и ряд «драматически-колоратурных» партий Верди. Оба исполненных певицей вальса стали образцами светлой музыкальности и лирической виртуозности, но вокальные задачи здесь не столь сложны, как в итальянском бельканто. Как и в нежнейшей миниатюре «Estrellita», в них Альбина Шагимуратова захватила, прежде всего, чувством стиля и безупречностью вокальной культуры!

Фото предоставлены отделом по связям с общественностью Зала «Зарядье» (30.12.18)
Фото Ирины Шымчак (31.12.18)

реклама