Героическая без героя

Юрий Башмет и ГСО «Новая Россия»

Фото: Сергей Киселев / mskagency.ru

Как учит нас небезызвестная опера Вагнера: любопытство Эльзу сгубило. Думаю, многие пришли 20 сентября 2019 в Концертный зал Чайковского, чтобы услышать, как Юрий Башмет и ГСО «Новая Россия» исполнят Первую симфонию Малера, заявленную в программе вместе с бетховеновской увертюрой «Эгмонт». Интересным казалось сопоставление героического графа ван Эгмонта и малеровского Титана. К тому же, Малер нынче звучит часто и в разных интерпретациях, поэтому очередная его версия возбуждает невольное коллекционерский зуд.

Незадолго до концерта программа изменилась. Вместо выбывшего Густава Малера в ней появился скрипичный концерт и Третья симфония все того же Бетховена.

Почему бы нет? Тем более что есть хороший повод – в следующем году весь мир будет праздновать 250-летие Бетховена, в оранжерее «Аптекарского огорода», например, уже начали отмечать, и весь сезон будут играть концертный марафон из произведений великого классика (художественный руководитель цикла «Бетховен-250» скрипач Роман Минц). Да и нужен ли повод, чтобы сыграть Бетховена?

Подозрения возникли уже во время увертюры «Эгмонт». Исторический Ламораль Эгмонт, соратник Вильгельма Оранского в деле борьбы за независимость Нидерландов от испанского владычества, был публично казнен на площади Гранд-плас в Брюсселе и повторно подвергнут экзекуции на концерте в КЗЧ. Знаменитая музыка к трагедии Гёте прозвучала глухо и не собранно, без горения, без энергии, без блеска в финале.

Та же участь постигла Концерт для скрипки с оркестром. Первая часть была сыграна рыхло, значительно медленнее, чем позволяют приличия, практически в одинаковом темпе со второй. Скрипач Сергей Крылов в этой ситуации держался достойно, показав чистый красивый звук и вдумчивое отношение к произведению, но один в поле не воин – солист существовал отдельно от оркестра. Тут уж не до умной виртуозности и симфонизма, добраться бы до финала.

После перерыва оркестр немного оживился и героически атаковал Третью симфонию Бетховена. Атака вышла решительной, но беспорядочной и бездумной. «Героическая» прозвучала плоско, без дыхания, с вялой артикуляцией.

Вся блестящая программа была сыграна с поразительным для такой музыки равнодушием. Концерт всеми силами укреплял стереотипы о том, что классика – это когда долго и скучно, но надо потерпеть ради культуры. Не было ни связи между зрителем и оркестром, ни между оркестром и дирижером. Несмотря на то, что Башмет с 2002 года является художественным руководителем и дирижером «Новой России» — худрук едва поднимал глаза от партитуры, вяло отмахивал такт правой рукой и лишь изредка вспоминал про левую.

Про альтиста и организатора Юрия Башмета можно сказать множество хороших слов. Возможно, есть некие обстоятельства, объясняющие и изменения в программе, и качество исполнения. Судить сложно, поскольку для автора эта встреча с Башметом-дирижером была первой. Но скорее всего и последней.

Видеозапись концерта доступна на сайте филармонии – для тех, кому всё еще любопытно.

А в рамках психологической реабилитации — 8 октября в Концертном зале «Зарядье» Третью симфонию Бетховена будет играть знаменитый Сеульский филармонический оркестр под управлением Маркуса Штенца (Германия).

Фото: Сергей Киселев / mskagency.ru

реклама

вам может быть интересно

Олег Каган: дорога без конца Классическая музыка