Мартину Богуслав

Категории словаря
Богуслав Мартину / Bohuslav Martinů

Творческий портрет Мартину

Мартину (Martinů) Богуслав (8 XII 1890, Поличка, Чехия — 28 VIII 1959, Листаль, близ Базеля, Швейцария) — чешский композитор. Член чешской Академии наук и искусств (1931).

Сын сапожника. Начальное музыкальное образование получил под рук. скрипача-любителя Й. Черновского в Поличке. В 1906-13 учился в Пражской консерватории по классу скрипки, затем органа и композиции. С 1914 играл на скрипке в оркестре Чеш. филармонии, преподавал скрипич. игру в Поличке. С 1919 работал в оркестре Нац. т-ра в Праге, с к-рым гастролировал в Великобритании, Франции, Швейцарии. В 1922-23 совершенствовался в Школе мастеров при Пражской консерватории под рук. Й. Сука, влияние к-рого (особенно его «Азраила»), ощутимое уже в первых симф. поэмах Мартину («Ангел смерти» — «Andel smrti»; «Смерть Тентажиля» — «Smrt Tintagilova», обе 1910), ещё более возросло в период занятий с ним; от Сука Мартину воспринял также блестящее владение орк. техникой. Уже в ранних соч. проявляется нац. своеобразие его творчества (программный струн. квартет «Три всадника» — «Tri jezdci», на сюжет Я. Врхлицкого, 1902; кантата «Чешская рапсодия», написанная в традициях чеш. классики; в ней особенно заметно влияние А. Дворжака).

В 1923-40 жил в Париже, занимался композицией под рук. А. Русселя, с к-рым был дружен мн. годы. В 1941-53 жил в США (гл. обр. в Нью-Йорке), где ранее были известны его симф. соч., в т.ч. «Суматоха» («La bagarre»; исполнено впервые в 1928 Бостонским филармонич. оркестром под упр. С. А. Кусевицкого, сыгравшего важную роль в пропаганде творчества Мартину, к-рый написал для этого оркестра первые симфонии), 2-й струн. квартет и струн. секстет (пр. Э. С. Кулидж, 1932); мн. симф. соч. Мартину исполнял также Ш. Мюнш. Мартину преподавал композицию в Принстонском ун-те, в школе Д. Маннеса в Нью-Йорке, в Танглвуде. С 1953 жил во Франции, Италии, Швейцарии. Работая гл. обр. за рубежом, Мартину постоянно поддерживал связи с родиной (с 1945 чл. муз. об-ва «Умелецка беседа»); о глубокой внутренней связи с чеш. культурой свидетельствуют созданные в 1930-е гг. балет «Шпаличек», хоры на старочеш. тексты, чеш. танцы для фортепиано, а также радиоопера на сюжет чеш. драматурга В. Клицперы «Комедия на мосту» (1935).

Мартину — наиболее значительный чешский композитор 20 в. (наряду с Л. Яначеком). На его творчество (помимо Дворжака и Сука) оказали влияние французские импрессионисты, Руссель, А. Онеггер и И. Ф. Стравинский. М. сочетал традиционные черты чеш. муз. мышления с характерными для совр. ему франц. музыки сдержанностью, стилистич. чистотой и ясностью мелодич. рисунка, красочностью; в этой его ориентации на франц. иск-во проявлялось также стремление преодолеть типичное для чеш. музыки кон. 19-20 вв. нем. влияние.

Произведениям Мартину свойственна развитая полифонич. структура, с резким, свободным голосоведением; позднее — ритмич. острота, выразительная моторность и живой динамизм, к-рые постепенно стали превалировать и более, чем мелодика, определять характер его произв. (симфоническое рондо, посв. футболу, «Хавтайм» — «Half-time», 1924; «Суматоха», соч. урбанистич. характера). В произв. 1930-х гг. (гл. обр. камерных) ощутима связь с чеш. и общеевроп. традициями эпохи барокко и классицизма (3 ричеркара, concerto grosso — жанр, имевший особое значение в творчестве Мартину; 2-й струн. квартет, дуэт для скрипки и виолончели, фортепианные соч.). В эти же годы Мартину создал ряд сценич. произв., в к-рых использовал чеш. фольклор, нар. сюжеты, а также традиции ср.-век. т-ра и принципы итал. комедии del arte (балет «Шпаличек», оперы «Легенды о Марии» и «Театр за воротами»); в процессе их создания Мартину пришёл к прояснению муз. языка и усилению чеш. нац. начала. Он создаёт симф. и камерные соч. разных жанров.

К кон. 1930-х гг. Мартину достигает творч. зрелости; ясно определяются индивидуальные особенности его стиля, осн. на сочетании классич. традиций чеш. музыки с новыми стилистич. течениями 20 в. Углубляется содержание его творчества, усиливается стремление к монументальности. Подчёркнутая моторность, рафинированность, острый юмор и ирония уступают место сдержанному лиризму и мужественному, суровому драматизму. Творческий расцвет Мартину связан с созданием кантаты «Букет», двойного концерта, «Полевой мессы» («Polní mše»), антифашистское патриотическое произведение «Памятник Лидице» («Památník Lidicím»), a также 6 симфоний.

Соч. Мартину первых послевоенных лет отличают черты созерцательности, раздумья; более выразительным и страстным становится муз. язык, часто звучат мотивы тоски по родине (6-я симфония, «Фрески Пьеро делла Франческа», 1955; «Притчи», 1958; кантаты на нар. тексты «Освящение источников» — «Otvírání studánek», для солиста, жен. хора, фортепиано, струнных и декламатора, 1955; «Легенда, возникшая из дыма картофельной ботвы» — «Legenda z dýmu bramborové nati», для солистов смешанного хора и неск. инструментов, 1957). Мартину отличался большой продуктивностью. Он автор 384 произв. (опубликованы многими европейскими и американскими изд-вами).

Сочинения:

оперы (даты постановок) — Солдат и танцовщица (1927, Брно), Слёзы ножа (1935, Брно), Легенды о Марии (1935, Брно), Театр за воротами (1936, Брно), Дважды Александр (1937), Жюльетта (1938, Прага), Ариадна (1958), опера-буффа Мирандолина (Прага, 1959), Греческие пассионы (1961, Цюрих), комич. киноопера Три желания, или Превратности жизни (1929), радиооперы Голос леса (1935) и Комедия на мосту (1937), телеоперы — Женитьба (по Гоголю, 1952) и Чем люди живы (по Л. H. Толстому, 1952);

балеты — Иштар (1924), Кто самый сильный на свете? (1925, Брно), Мятеж (1925, Брно), Мотылёк, который топнул ногой (по Киплингу, 1926), Внимание, съёмка! (1927), Кухонное ревю (1927), Шах королю (1930), Шпаличек (с пением, 1933, Прага), Суд Париса 1935), Душитель (1948);

для солистов, хора и оркестра — оратория Гильгамеш (1955), кантаты: Чешская рапсодия (с органом, 1918), Букет (с детским хором, 1937), Полевая месса (Polní mše, с духовыми и ударными, 1939), Пророчество Исайи (1959);

для opкестра — симфоническое рондо Хавтайм (1924), симфония для 2 оркестров (1932), 6 симфоний (ежегодно — 1942-46 (№№1, 2, 3, 4, 5) и № 6 (1953)), инвенции (1934), Concerto grosso, 3 ричеркара (оба соч. 1938), Памятник Лидице (1943), Sinfonia concertante (для 4 сольных инструментов, струн. орк. и фортепиано, 1949), Токката и 2 канцоны (1946), Фрески Пьеро делла Франческа (1955), Притчи (1958);

для камерного оркестра — Sinfonietta la Jolla (1950), Скала (1957), 3 эстампа (1958);

для инструмента с оркестромконцерты: 5 для фортепиано (1925-56), для скр. (1943), флейты и скр. (1936), влч. (1930, 1944), гобоя (1955), для 2 скр. (1937), концерт для 2 струнных оркестров, фортепиано, ударных (1938), камерный концерт для скр., струн. орк. и литавр (1941), для чембало и камерного орк. (1935), Sinfonietta giocosa (для фортепиано и камерного орк., 1940), рапсодия для альта (1952), конц. сюита для скр. (1945), Sonata da camera для влч. и камерного орк. (1940), Токката и 2 канцоны для фортепиано и камерного орк. (1947);

камерно-инструментальные ансамбли — дуэт для скр. и влч. (1927), струн. и дух. трио, фортепианный квартет, 7 струн. квартетов (1921-47), квартет для гобоя, скр., влч. и фортепиано, квинтеты (2 фортепиано, струн., дух.), струн. секстет, соната и мадригал для фагота, скр. и фортепиано;

для фортепиано — концерт для 2 фортепиано (1943), концертино (1938), соната (1954), фантазия для 2 фортепиано (1929), Марионетки (Loutky, 1-2, 1914-24), Чешские танцы (1929), Прелюды (1929), фантазия и токката (1940), этюды и польки (3 сб-ка, 1945);

для скрипки с фортепиано — 3 сонаты; для виолончели с фортепиано — 2 сонаты;

хоры — 4 мадригала (смеш., 1959), 2 бойницкие песни (муж., 1957), 3 трёхгол. песни (для жен. хора и скр., 1952); песни — Нипонари (для голоса и 7 инстр., 1912) и др., вокальные циклы.

Литература:

Вайнкоп Ю., Музыкальное обозрение, «Жизнь искусства», 1934, No 13; Шнеерсон Г., Б. Мартину — «Лидице», «СМ», 1947, No 2; Рубин М., Два праздника культуры, там же, 1959, No 10; Паленичек Й., Последняя встреча с Мартину, там же, 1960, No 7; Левашёв Ю., Б. Мартину и его симфоническое творчество, там же, 1961, No 2; Ярустовский Б., Симфонии о войне и мире, М., 1966; Полякова Л., Неделя в Брненском театре, там же, 1966, No 2; Мартынов И., Очерки о зарубежной музыке первой пол. XX в., М., 1970; Иванов К., Богуслав Мартину, «СМ», 1972, No 2; Гаврилова Н., Богуслав Мартину, М., 1974 и др.

Й. Бек
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Меццо-сопрано Опера, вокал, пение
Страсти Музыкальные жанры и формы

рекомендуем

смотрите также

Балет — история Музыкальные жанры и формы
Пространственная музыка Термины и понятия
Pizzicato, пиццикaто Термины и понятия
Фанданго Балет и танец
Grand, гран Балет и танец
Веризм Термины и понятия
Путевой распев Церковная музыка
Жанр музыкальный Термины и понятия
Pas soubresaut, па субресо Балет и танец

Реклама