Ольга Иосифовна Преображенская

Olga Preobrajenska

Дата рождения
02.02.1871
Дата смерти
27.12.1962
Профессия
Страна
Россия
Ольга Преображенская в партии Изоры, «Синяя борода»
Ольга Преображенская Ольга Преображенская Ольга Преображенская Ольга Преображенская Ольга Преображенская

Она была настолько некрасива и плохо сложена, что критики недоумевали, как ее вообще приняли в Петербургское театральное училище. К тому же слабое здоровье… Тем не менее она стала признанной звездой Мариинского театра. Ее танцами восхищался Мариус Петипа.

Ольга Преображенская родилась 2 февраля 1871 года. Своей балетной карьерой она обязана родителям. Девочку не хотели принимать в школу, и педагогов, сидевших в приемной комиссии, можно понять: маленький хрупкий ребенок, у которого что-то неладное с ногой и, похоже, искривление позвоночника. Но родители, зная ее безумную любовь к танцам, три года подряд пытались устроить ее в училище. Наконец в 1879 году им это удалось.

Вскоре выяснилось, что у девочки настоящие балетные ноги – с безупречной выворотностью, со стальным носком, сильные и пластичные. К тому же она была удивительно музыкальна. Она училась петь, и не модные песенки, а оперные арии, прекрасно играла на рояле. Единственной ее бедой в школе была сутулость – Легату, ее педагогу, приходилось перед турами подталкивать ее в спину, чтобы она выпрямилась и вертелась правильно.

Чекетти учил Преображенскую шлифовке танца, чеканному исполнению трудных пассажей. Потом она ездила в Милан к знаменитой преподавательнице Катарине Беретта, которая занималась с ней отдельно по несколько часов в день. Слабая девочка сама себя сделала «железной» (ее собственное словечко) артисткой.

Ее выпускной экзамен состоялся 25 марта 1889 года. К тому времени преподаватели уже оценили ее разностороннее дарование и постарались показать ее с лучшей стороны. Однако она, не имея покровителей, рисковала застрять в кордебалете. Выручил талант – понемногу ей стали давать сольные партии, сперва незначительные, потом все более заметные.

В первые, кордебалетные, годы на сцене ее способность к импровизации оставалась скрытой. Позднее она никогда не повторяла на бис свой танец в точности, всегда вносила в него что-то новое.

Преображенская была выпущена на год раньше Матильды Кшесинской, чья карьера сразу же пошла в гору благодаря ее связи с наследником престола. Поэтому Преображенская долгое время оставалась в тени Кшесинской и довольствовалась теми партиями, которые Кшесинскую не интересовали.

Но Преображенская готова была танцевать что угодно и сколько угодно, и она получила множество благодарностей «за экстренное и успешное исполнение ролей» в разных балетах. В 1892 году она дебютировала как балерина в балете «Калькабрино». Ее выступление в 1900 году в балете «Синяя борода» в роли Изоры окончательно утвердило положение танцовщицы. Даже когда ее положение в труппе давало ей право на первые роли, она не отказывалась от менее значительных партий – могла станцевать в «Раймонде» подругу главной героини и венгерский танец. А вот роль Лизы в «Тщетной предосторожности», коронная комедийная роль балетного репертуара, досталась Преображенской чудом – по какому-то недосмотру Кшесинской, которая была единоличной хозяйкой этой роли. На первом выступлении Преображенскую ждала каверза – на сцене стояли клетки с живыми курами, кто-то оставил дверцы открытыми, и птицы выпорхнули на сцену во время танца балерины. Но она успешно довела танец до конца.

А вот роль Жизели не соответствовала характеру артистки, и партия Одетты-Одиллии тоже не удалась – не получилось контраста между строгой и светлой женственностью Одетты и торжествующим демонизмом Одиллии. Зато главные партии в «Щелкунчике» и «Спящей красавице» удачно совпали с ее индивидуальностью.

В экспериментах Михаила Фокина Преображенская сперва приняла участие, танцевала в «Шопениане» и в «Павильоне Армиды», но потом не захотела продолжать сотрудничество и высказалась в «Петербургской газете» против балетов «новейшего производства, где на первом плане не балерина и не солистки, а кордебалетные массы». Она и сама не соответствова ла требованиям фокинской хореографии – он не любил импровизаторов…

В 1909 году исполнилось двадцать лет работы Преображенской в театре. Она получила звание заслуженной артистки, и дирекция предложила ей контракт гастролерши. Это ее устраивало – она отправилась танцевать в Дрезден, потом в Милан, где ее уже знали, а в 1912 году совершила длительную поездку по Южной Америке. Кроме того, она стала преподавать в школе «Петроградского частного балета».

В годы Первой мировой войны Преображенская организовала несколько поездок артистов на фронт. Революция ее сперва не испугала, как многих балетных артистов, и она продолжала танцевать в Мариинском театре до 1920 года. Одновременно она преподавала классический танец в хореографическом училище, в Школе русского балета А.Л. Волынского.

В 1922 году Преображенская уехала за границу. Она открыла в Париже балетную студию. Эта студия дала европейскому балету немало отличных танцовщиков и танцовщиц. Среди ее учеников были Тамара Туманова и Марго Фонтейн. Преображенская была прекрасным педагогом и как никто умела «ставить руки» у своих учениц.

Кроме того, она стала ведущим преподавателем миланской балетной школы, преподавала в Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине и считалась там одним из лучших в мире педагогов классического балета. Кроме того, она писала теоретические статьи о методике преподавания, которые до сих пор не потеряли своей ценности.

Она была маленького роста и вскакивала на стул, чтобы видеть всех в классе. Комбинации движений она показывала очень подробно, объясняла кучу маленьких деталей. И славилась щедростью: если видела способного ребенка, снижала плату, а то и вовсе не брала денег.

Преображенская оставила преподавательскую деятельность в 1960 году. Она умерла 27 декабря 1962 года и похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Д. Трускиновская


Окончила Петроградское театральное училище в 1889 (ученица Л. Иванова, М. Петипа, X. Иогансона), позднее занималась у Э. Чеккетти. Танцевала в Мариинском театре в 1889-1915 (первая танцовщица с 1896, балерина с 1900). В эти же годы (с 1895) выступала за границей (Монте-Карло, Будапешт, Дрезден, Милан и др.).

Выдающаяся русская балерина, исполнительница главных партий в балетах «Коппелия», «Капризы бабочки», «Щелкунчик», «Фея кукол», «Спящая красавица», «Раймонда», «Шопениана» и др. Великолепная пластичность, музыкальность, чистота классического танца и редкая отделка всех движений достигались балериной постоянной и осмысленной работой, а не благодаря выдающимся природным данным. Именно это сделало Преображенскую и великолепным педагогом классического танца.

Преподавала в Петроградском хореографическом училище в 1914-17, 1919-21. Среди ее учениц Л. Иванова, А. Данилова, О. Мунгалова, А. Никитина, Н. Млодзинская, Н. Вдовина. Оказала влияние на методику преподавания классического танца, разработанную А. Вагановой. «При малейшей возможности я пользовалась замечаниями и указаниями О. И. Преображенской... Те немногие уроки, которые я с ней провела, навели меня на иной путь, заставили призадумываться, разбираться в танцах и подходить к каждому исполняемому движению с большей сознательностью» (А. Ваганова).

В 1923-60 преподавала в Париже в собственной школе. Здесь у нее учились И. Баронова, Т. Рябушинская, Т. Туманова, Н. Вырубова, Л. Черина, М. Славенска, И. Юскевич, М. Мискович, В. Скуратов, С. Головин, Ж. Скибин и др.

Сочинения: Пережитое.— Солнце России, 1914, № 225.

Литература: Светлов В. О. О. Преображенская.— СПб., 1902; Светлов В. О. Преображенская.— В кн.: Терпсихора, СПб., 1906; Красовская В. О. Преображенская.— В кн.: Русский балетный театр начала XX века. Л., 1972, т. 2; Томина В. Встреча с Ольгой Преображенской.— Сов. балет, 1983, № 6.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама