Пезаро, его обитатели и гости

Ирина Сорокина, 30.06.2010 в 10:48

Театр Россини в Пезаро
Крепость Градары Крепость Сан Лео

Фраза, открывающая рекламный проспект, посвященный Пезаро, гласит: «Каковы бы ни были мотивы вашего визита, Пезаро вам понравится». На поверхностный взгляд никаких особых красот в этом адриатическом городе (область Марке) нет. Кипучая жизнь отличает его летом (золотой песок, чистая вода, множество отелей), а спроси любого пезарца, каков город в осенне-зимнее время, получишь ответ: “Мертвый!”. И все же не делай, любезный читатель, спешных выводов: для неравнодушного путешественника все живо, каждый камень рассказывает историю. Вот некоторые из них.

У Россини в доме и на кухне

Самый знаменитый уроженец Пезаро – конечно, Джоакино Россини. Можно ничего не знать об опере, но о Севильском цирюльнике слышали все. Именно в этом милом приморском городе великий композитор умудрился родиться 29 февраля 1792-ого года (в последний день февраля високосного года: куда как обидно отмечать собственный день рождения один раз в четыре года!). Семья Россини вела свое происхождение из соседней Романьи.

Ныне центральная, весьма оживленная улица названа именем великого земляка. Для жителя больших городов это всего лишь узкая улочка (из-за обилия шествующего пешком народу и особенно велосипедистов на ней трудно разойтись), но для внимательного глаза любящего историю на ней есть что посмотреть. Улица ведет от театра Россини (некогда носившего имя Солнца) к золотому шару, установленному в непосредственной близости от моря, работы Арнальдо Помодоро. На ней и Палаццо Дукале (герцогский дворец), и кафедральный собор, и Музей керамики. Домик, в котором родился Маэстро, за которым навсегда закрепилось прозвание Пезарского Лебедя, легко не заметить: он ничем не примечателен. Узенький, в два окна фасад. Стены аж пятнадцатого века, позднее были добавлены два верхних этажа. Фасад был реконструирован в веке восемнадатом, к тому же времени восходит расположение комнат. Музей здесь организовали в 1904-ом году: к тому моменту здесь не сохранилось ничего подлинного от жизни Маэстро. Но на помощь пришел парижский коллекционер Альфонс Юбер Март, который в конце девятнадцатого столетия оставил многие принадлежащие ему вещи, связанные с памятью Россини, городу Пезаро. Ныне на первом этаже можно увидеть портреты певцов, снискавших славу в его операх, и изображения сцен из них, а на втором – многочисленные портреты самого Пезарского Лебедя, среди которых рисунок Гюстава Доре, изображающий композитора на смертном одре. Можно коснуться клавиш спинета, изготовленного в 1809-ом году: им пользовался юный Россини в период своего пребывания в Венеции.

При виде этого скромного дома сердце поклонника Россини непременно забьется. Вспоминая о самом знаменитом сыне Пезаро, всегда испытываешь горячую нежность: это был не только великий музыкант, но и светлая, благородная личность.

Нежность неотделима от улыбки: Маэстро был еще и страстным кулинаром, и, похоже, дорожил собственными рецептами и приготовленными согласно им блюдами больше, чем операми!

Как-то Россини признался, что плакал всего три раза в жизни: когда была освистана его первая опера, когда во время прогулки на лодке из его рук выскользнул и упал в воду фазан, нафаршированный трюфелями, и когда он услышал игру Никколо Паганини. Плакал Маэстро всего три раза, а вот страстей у него было четыре: музыка, изысканный стол, женщины и собственное здоровье. Когда три первые страсти брали верх над последней, его салон, или те, где он находился в настоящий момент, превращались в места бесконечного веселья, “ингредиентами” которого были музыка и рафинированные блюда, разговоры на серьезные темы и анекдоты.

Партитуры Маэстро столь же многочисленны, как составленные им собственноручно меню: они предназначались для прославленных вечеров, которые он, давно удалившись от волнений музыкального театра, но не став менее знаменитым, устраивал в своем доме в пригороде Парижа Пасси. К сожалению, ни один рецепт не может быть с полной уверенностью приписан Россини: ни знаменитые торнедо (говяжье филе), ни еще более знаменитое ризотто… И все же трудно удержаться от соблазна привести хотя бы один из них: сотворить risotto alla Rossini - дело нетрудное, удовольствия масса, да еще сознание, что подобным произведением кулинарного искусства объедался сам Пезарский Лебедь! Вам понадобятся 300 граммов риса, по 100 г гусиной печенки, маринованного языка, масла, тертого сыра пармезан, полстакана шампанского, чайная ложка жидких сливок, одна маленькая луковка, пол-литра бульона, соль. Обжарьте мелко нарезанный лук, используя половину указанного количества масла. Добавьте рис и подождите чуть-чуть, хорошенько помешивая. Вылейте в кастрюлю шампанское и дайте ему выдохнуться. Продолжайте варить, добавляя мало-помалу кипящий бульон и непрерывно помешивая. Незадолго до окончания варки добавьте соль, сливки, оставшееся масло, тертый сыр, мелко нарезанные язык и печенку. Перемешайте, погасите огонь, накройте крышкой и оставьте на пару минут. Сразу несите на стол: ризотто едят с пылу с жару. Время приготовления блюда – чуть больше двадцати минут, смотрите не переварите!

Многое, многое вспоминается в Пезаро, если вы стоите у родного дома Россини. Cладостные пейзажи его родной области Марке (тому, что хоть раз бросил на них взгляд, становится понятнее сладостная музыка Россини, последнего мастера бельканто…), кипучие, как шампанское, оперы-буффа и возвышающие душу оперы-сериа, “хулиганские” вокальные пьесы последних лет, остроумные высказывания и… кулинарные рецепты.

У Франчески в спальне

Всего шестнадцать километров отделяют Пезаро от Градары. К крепости, расположенной на холме высотой 142 метра над уровнем моря, так и приковывается взор: Градара признана одним из красивейших малых городов Италии.

Римляне оставили своей след на земле Градары, а возведение первой дошедшей до нас постройки, мощной башни, восходит к 1150-ому году. Позднее башню приобрели Малатеста, чей род долго властвовал в этих краях. Именно при них были возведены семьсот метров толстых стен с семнадцатью башнями и подъемными мостами. Градара превратилась в неприступную крепость: сам Чезаре Борджа не смог одолеть ее. Легенда гласит, что именно здесь нашли свой конец Франческа и Паоло. О Франческе Да Римини и Паоло Малатесте слышали все, даже те, кто не читал Пятой песни дантовского "Ада", не знаком с комментарием Боккаччо к Божественной комедии и не слышал опер Рахманинова и Дзандонаи и симфонической фантазии Чайковского. Они почти так же знамениты, как Ромео и Джульетта, несчастные любовники из Вероны.

На исходе тринадцатого века две семьи, Да Полента и Малатеста, были самыми влиятельными в здешних краях. Кое-кто из хронистов утверждает, что они соперничали между собой и, после кровавых столкновений и длительного периода политической нестабильности, решили заключить союз. Другие источники свидетельствуют, что в то время отношения между Да Полента и Малатеста были превосходными. Так или иначе, юная Да Полента, дочь Гвидо (традиция именует ее Франческой Да Римини, то есть “из Римини”: на самом деле она родилась в Равенне) в 1275-ом году была сосватана за Джованни Малатесту. Супруг был намного старше, человек доблестный, но уродливый. Называли его не по имени, а по прозвищу, Джанчотто: в этом слове (Gianciotto) объединены “Giovanni” и”ciotto” – хромой… От Джанчотто родилась у Франчески дочь Конкордия. Паоло же, младший брат Джанчотто, был молод и красив, к тому времени женат на Беатриче ди Гьяджуоло и имел двоих детей.

На подлинную историю Джанчотто, Паоло и Франчески наброшена густая пелена. Достоверно известно лишь о браке Джанчотто и Франчески, Паоло и Беатриче и о детях, родившихся от этих союзов. А также о том, что Джанчотто, синьор Градары, исправлял должность подеста в соседнем (полчаса конной езды) Пезаро. В те времена семья подеста проживала отдельно от него: считалось, что в экстремальной ситуации ее присутствие могло быть помехой для выполнения им своих обязанностей. Так что Франческа с дочерью часто оставалась одна в Градаре, в то время как у Паоло были земельные владения в эти местах…

Был ли брак между Паоло и Франческой залогом союза между Да Полента и Малатеста? И была ли юная невеста обманута, как утверждает Боккаччо, ибо брак был совершен per procura, то есть во время совершения церемонии Паоло представлял своего старшего брата Джанчотто, и Франческа приняла его за настоящего жениха? Действительно ли Франческа и Паоло нашли смерть от кинжала разъяренного Джанчотто? И уже никто никогда не узнает, существовал ли на самом деле слуга, подглядывавший за влюбленными и позвавший Джанчотто, чтобы тот убедился в измене жены…

Ныне трагическое событие относят к 1289-ому году. Документы молчат: кажется, что два союзных рода предпочли замять кровавую историю, дабы никак не пострадали династические и политические интересы. В шестнадцатом столетии историк Бальдо Бранки пишет: “В том месяце (сентябре 1289-ого года) произошел в доме Малатеста один странный случай…”. Другие историки говорят о беспорядках и кровавых столкновениях в городе, вызванных двойным убийством, положить конец которым удалось Стефано Колонне, посланцу папы Николо V. В новом, 1290-ом году, между двумя родами нет и тени несогласия или вражды.

Великий Данте, изгнанный из Флоренции и нашедший приют в Равенне у племянника Франчески, Гвидо Да Полента, посвящает Франческе и Паоло Пятую главу "Ада".

Сегодня в крепости Градары показывают спальню Франчески и дверь, за которую якобы зацепился плащ Паоло в попытке бегства, хотя никто не может с полной уверенностью уверждать, что именно здесь свершилось ужасное убийство. Но так ли важно это, если любовь сильнее смерти, а миф привлекательнее истории?

У Калиостро в тюрьме

Граф Алессандро Калиостро, он же (без графского титула) Джузеппе Бальзамо нашел свою смерть далеко от родной Сицилии. Волею судьбы дни его закончились в крепости Сан Лео, что в той же провинции Пезаро.

Скалистый массив вздыблен над долиной Мареккья. В далеком четвертом веке нашей эры ступили на эту землю Леоне и Марино из Далмации, что приложили большие усилия к тому, чтобы эта земля стала христианской. Марино ушел на гору Титан и впоследствии был возведен в ранг святого: самая маленькая республика в Европе носит и по сей день его имя. А грозный скалистый массив около тысячного года получил имя Сан Лео. В средние века этими краями владел род Монтефельтро, они сделали крепость своей столицей. Сан Лео помнит о святом Франческо Ассизском, проповедовавшем здесь в 1213-ом году, и о Данте – его визит относится к году 1306-ому, великий поэт упоминает крепость в Божественной комедии. В эпоху Возрождения господство над крепостью оспаривали два знаменитых рода: Медичи и Делла Ровере. Ну, а с заключением в местную тюрьму самого загадочного авантюриста восемнадцатого века Калиостро слава Сан Лео приобрела оттенок мрачной таинственности.

Калиостро, снискавший славу по всей Европе в качестве мага и алхимика, фальсификатора и предсказателя, был обвинен Святейшим престолом в ереси (любопытно, что донесла на него жена Лоренца, в течение всей жизни разделявшая с ним счастье и несчастье бродячей жизни…). Папа Пий VI заменил смертный приговор на пожизненное заключение в крепости Сан Лео. Заключение было равносильно, если не хуже, смерти: свет проникал в камеру, прозванную “pozzetto” – “колодцем”, через маленькое окошко в люке. Шесть лет заключения в полной изоляции, и, наконец, смерть 26 августа 1795-ого года: есть люди, которые почитают свидетельство о смерти подделкой. Слухи о том, что самозванный граф бежал из Сан Лео, убив духовника и переодевшись в его сутану, а также о том, что его призрак бродит по крепости, не утихли и по сей день… Кстати, могила Калиостро неизвестна.

Каждый год в Сан Лео отмечают годовщину смерти Великого Кофтия, поминая его как “мученика свободной мысли, свет которой инквизиция погасила в “колодце” крепости”…

Вместо заключения

Рекламный проспект не обманул: автору этих строк город Пезаро очень понравился…

реклама

вам может быть интересно

Металл звенел Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

статьи

Раздел

культура

Персоналии

Джоаккино Россини

просмотры: 4245



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть