Alexander Godunov
Гениальный поэт Иосиф Бродский назвал его «великим одиночкой».
Александр Борисович Годунов родился 28 ноября 1949 года на Сахалине. Потом семья переехала в Латвию, и мать мальчика, несмотря на его маленький рост, настояла на том, чтобы сын учился балету. Она оказалась права: сын вырос, его способности оказались настоящим талантом, юного рижского танцовщика заметил Игорь Моисеев и, не раздумывая, пригласил танцевать в Москву в свою труппу. В 1967 году Годунов окончил Рижское хореографическое училище и поступил в Государственный хореографический ансамбль «Классический балет» (его чаще называли «Молодой балет»), где танцевал до 1971 года. В ансамбле работали выдающиеся педагоги – заместителем художественного руководителя и ответственным педагогом-репетитором была Суламифь Мессерер, мужской класс давал Асаф Мессерер. Подготовив первую программу и показав ее в мае 1968 года в Смоленске, ансамбль стал гастролировать по стране, затем начались длительные зарубежные гастроли. Годунов вскоре стал солистом.
В 1971 году балетмейстер Юрий Григорович пригласил его в Большой театр. Он прошел конкурсный экзамен, и его педагогом-репетитором стал Алексей Ермолаев, великий танцовщик и актер. Впоследствии Годунов говорил, что Ермолаев был его любимым учителем.
Первой партией Годунова на сцене Большого театра было па-де-труа в первой картине «Лебединого озера» в редакции Горского – Мессерера. Этот балет в те годы шел на сцене Большого театра в двух редакциях. В июне 1971 года Годунов дебютировал в партии Принца в редакции Юрия Григоровича.
Критики заметили дебют танцовщика и хвалили его на разные лады: за тонкую нюансировку роли, богатство эмоциональных оттенков и полутонов, безусловную актерскую одаренность; отметили и уникальные природные данные, легкость его огромного, словно зависающего в воздухе, прыжка, блестящее виртуозное вращение, феноменальное владение своим телом.
В 1972 году Александр Годунов принял участие во Всесоюзном конкурсе артистов балета и получил Первую премию. На 1972 год также пришлись успешный дебют Годунова в «Шопениане» и премьера балета Родиона Щедрина «Анна Каренина», балетмейстером-постановщиком которого была Майя Плисецкая. Она пригласила Александра Годунова выступить в партии Вронского, в дуэте с Мариной Кондратьевой. Через некоторое время Александр Годунов стал танцевать этот балет с Майей Плисецкой, вскоре стал ее постоянным партнером в «Лебедином озере», а с 1974 года в «Кармен-сюите» (хореография Альберто Алонсо) и «Гибели розы» (хореография Ролана Пети). Они были замечательным дуэтом.
В 1973 году Александр Годунов принял участие во Втором Московском международном конкурсе артистов балета и получил Первую премию и золотую медаль. В том же году он дебютировал в партии Базиля в «Дон Кихоте». В 1976 году Годунову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. В 1979 году состоялась премьера балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Юрия Григоровича, в котором Годунов стал первым исполнителем партии Тибальда. Казалось бы, все складывалось прекрасно. И в личной жизни Годунов был счастлив – он женился на женщине, которую полюбил всей душой.
Когда произошла их встреча, Людмила Власова уже была замужем за танцовщиком Станиславом Власовым. Но вскоре оставила мужа и стала женой Годунова. Ее не остановила даже разница в возрасте – Александр был младше Людмилы на семь лет. Власова, привыкшая к благополучию, первое время вынуждена была вести очень скромную, совершенно не похожую на прежнюю жизнь.
Они прожили вместе около восьми лет. Истинная драма этой истории в том, что Годунов любил свое искусство такой же сильной любовью, как и свою жену.
С самого начала его выступлений в Большом театре ярко одаренный Годунов оказался под подозрением – у многих возникали мысли о том, что рано или поздно он не вернется на родину. Примерно в течение пяти лет он был «невыездным». Поскольку, в то время как другие премьеры много времени проводили на гастролях, Годунов очень много танцевал на сцене Большого театра, репертуар его стал на редкость разнообразным. Анализируя его работы, критики говорили о страстности и неистовости его Спартака, ошеломляющем по динамике танце Ивана Грозного, о тончайшем психологизме танцовщика в партии Хосе, о виртуозном, на пределе человеческих возможностей, исполнении партии Базиля.
В августе 1979 года, во время гастролей Большого театра, Александр Годунов, станцевав свой последний танец в Метрополитен-опера, не вернулся в гостиницу, где его ждала жена. Только на следующий день Людмила Власова узнала о том, что муж попросил политического убежища в Штатах. Его манили слава и возможности, которые щедро предоставлял Голливуд талантливым актерам и каких, увы, не было на родине.
Это событие привлекло внимание всей мировой прессы, потому что в аэропорту американскими властями был задержан самолет, на котором в СССР возвращалась жена Александра Годунова – солистка Большого театра Людмила Власова. Американские власти считали, что Власову против воли вынуждают вернуться в СССР, и требовали дать ей возможность поговорить с мужем.
До последней минуты Годунов надеялся на то, что жена останется с ним. Но она отказалась, несмотря на то, что ей предоставили выбор. Власова не могла оставить мать, помня о драматической судьбе первого «сбежавшего» танцовщика Рудольфа Нуриева, который всю жизнь стремился встретиться с оставшейся в России матерью. Разговор все же не состоялся, и Людмила вернулась в Москву.
Впоследствии Людмила Власова встретила и полюбила оперного певца Юрия Статника, за которого вскоре вышла замуж. Оставив сцену Большого театра, она стала работать хореографом в танцах на льду.
Брак Александра Годунова с Людмилой Власовой был расторгнут в 1982 году. Американское гражданство он получил в 1987 году. Его семилетний союз с известной актрисой Жаклин Биссет не был официально оформлен и распался в 1988 году.
Годунов был принят в «Американ балле тиэтр», лучший репертуарный театр США, которым руководил Михаил Барышников. Газеты сообщали, что ему положено жалованье 150 тысяч долларов в год. Таким образом, Годунов становился одним из самых высокооплачиваемых премьеров в мире, и это вызвало протест труппы. Кордебалет устроил забастовку. Годунов предложил расторгнуть контракт, но директора театра его отговорили. В результате он впервые вышел на сцену в Америке только спустя полгода после побега, на гастролях в Чикаго. В этой прославленной труппе Годунов танцевал главные партии в «Дон Кихоте», «Жизели», «Лебедином озере», «Теме с вариациями», па-де-де из «Корсара». Но из-за конфликта с Михаилом Барышниковым Годунов был вынужден покинуть труппу «Американ балле тиэтр» в 1982 году.
Годунов переехал в Калифорнию и продолжал танцевать по приглашению компаний в разных странах мира. Но настало время разочарований. И Годунов решил предложить свои услуги Голливуду. Его выигрышная фотогеничная внешность, недюжинное актерское дарование, блестящая фигура должны были принести ему успех в кино. И действительно, его дебют в фильме «Свидетель», где он проникновенно и точно сыграл роль немого фермера, был на редкость удачен и отмечен критикой. Однако приглашений на главные роли не последовало, в дальнейшем его приглашали на роли второго плана. Всего он снялся в восьми фильмах. Наиболее заметные – «Свидетель» и «Крепкий орешек».
Одновременно Годунов предпринимал попытки открыть собственную балетную школу, но они оказались безуспешными. В течение двух лет Годунов вел собственную программу на телевидении, которая называлась «Годунов: мир, где есть место танцу».
В 1985 году Годунов прекратил выступать как танцовщик, но продолжал поддерживать форму, брать балетные уроки в Лос-Анджелесе, в балетной Академии Давида Лишина.
18 мая 1995 года Александр Годунов скончался на своей вилле в Западном Голливуде. Медсестра, которая приходила делать ему уколы, обнаружила его 22 мая, на четвертый день после смерти, сидящим в кресле. Врачи не обнаружили ни следов насилия, ни травм, ни признаков алкоголя или наркотиков в крови. Городской шериф констатировал смерть, вызванную естественными причинами. Иосиф Бродский написал в некрологе: «Я считаю, что он не прижился и умер от одиночества».
Д. Трускиновская