Опера Степанова «Иван Болотников»

Ivan Bolotnikov

Либретто написано композитором совместно с Г. Добржинским.
Первое представление состоялось 26 июня 1950 года в Перми.

Действующие лица:

  • Иван Болотников, вождь крестьянского восстания, баритон
  • Никита Хруль, тысяцкий войска Болотникова, тенор
  • Беззубцев, командир казачьего войска, тенор
  • Кереметь, командир мордовского войска, тенор
  • Слепой старик, тенор
  • Претенденты на русский престол: Князь Григорий Шаховской, тенор, Князь Андрей Телятьевский, бас
  • Прокопий Ляпунов, предводитель дворянского войска, баритон
  • Патриарх Гермоген, бас
  • Царь Василий Шуйский, бас
  • Маркел, приближенный Шуйского, тенор
  • Первый надсмотрщик, бас
  • Второй надсмотрщик, тенор
  • Терентий, крестьянин, ратник Болотникова, бас
  • Княгиня Ирина Шаховская, сопрано
  • Машка, дворовая девушка, меццо-сопрано
  • Федосья, гадалка, сопрано
  • Дворяне, бояре, ратники, крестьяне, духовенство, казаки, кабальный люд, дворовые девушки, скоморохи

Первое действие

Первая картина. Пустынное поле, буря, ночь. На перекрестке дорог едва виден покосившийся могильный крест. Медленно бредет слепой старик с мальчишкой-поводырем и садится у креста. Мимо проходят другие бездомные — гонимые нуждой и горем голодные люди. Появляется Иван Болотников с группой холопов. Он останавливается возле старика: что делает старец в непогоду ночную на дороге? Отвечая Болотникову, старик передает народную молву о том, будто где-то появился мужичий атаман, у которого есть указ о народной воле. «Кто такой? Хоть имячко узнать», — говорит старик. Болотников называет свое имя. Старик спрашивает: «Да где же тот Иван?» «Найдется, недалече», — отвечает Болотников и его слова передаются из уст в уста людьми, окликающими друг друга в ночной мгле.

Вторая картина. Боярский двор. Мельница. Кабальные вручную крутят мельничные колеса. Два боярских надсмотрщика подгоняют кабальных, щелкая бичами. Один из кабальных падает от непосильного труда. Хруль требует, чтобы народу дали передышку, однако надсмотрщики, угрожая немедленной расправой, заставляют продолжать работу. Стук в ворота: впускают во двор Болотникова. Надсмотрщики требуют, чтоб Болотников предъявил ярлык на право «идти своей дорогой». По указу царя Василия Шуйского, всякого, у кого нет при себе ярлыка, надлежит хватать и закабалять навечно. Вместо ярлыка Болотников поднимает пистолет и приказывает отворить ворота. Надсмотрщики бросаются на него, Болотников убивает одного, другой убегает. Путь свободен. Болотников зовет холопов за собой, на волю, на борьбу. Хруль и Кереметь присоединяются к нему, увлекают за собой остальных. «Веди нас, атаман, веди холопов в бой!» — с песней о воле холопы во главе с Иваном Болотниковым покидают боярский двор.

Третья картина. Терем князя Шаховского в Путивле. В горнице — сестра князя, Ирина, со своими сенными девушками. Входит князь. Он хочет поговорить с Ириной наедине и отсылает девушек. Одна из них — Машка прячется за занавеску и подслушивает разговор князя с княжной. Шаховской сообщает сестре важную новость: сейчас должен прибыть князь Телятьевский, его союзник в борьбе против царя Василия Шуйского и соперник по притязаниям на русский престол. Кроме того, Шаховской пригласил «мужичьего воеводу» — Болотникова, без помощи которого невозможно одолеть Шуйского. Ирина должна принять гостей и, главное, очаровать Болотникова. Болотников — крамольный и опасный человек, при нем должен быть надежный соглядатай, при помощи которого его можно будет держать в руках и во-время обезвредить. Это должна сделать Ирина. Обуреваемая тщеславными помыслами, Ирина соглашается. Она согласна быть с холопом — ведь впереди Москва, в которую она вступит царицей.

Прибывают гости. Красавица-Ирина угощает Болотникова вином, отдавая «холопу» предпочтение перед своим крестным отцом — князем Телятьевским. Болотников смущен и очарован. Ирина подносит ему кубок, целует. Беседа мужчин о предстоящей военной кампании прерывается ссорой Телятьевского с Болотниковым, в котором Телятьевский признал своего крепостного. Телятьевский уходит, вслед за ним идет Шаховской, пытающийся его успокоить.

Ирина остается наедине с Болотниковым. «Возьми меня с собой», — шепчет она, приблизившись к нему. Болотников спрашивает ее, хочет ли она соединить свою судьбу с судьбой народа, забыть родню, бояр, богатство.

Ирина согласна на все. Она готова идти с ним на край света.

«Тот поцелуй горячий решил мою судьбу», — страстно произносит она. Болотников ей верит.

Возвращается Шаховской. Он обещает Болотникову оружие и снаряжение для его людей. Пусть он торопится с походом на Москву.

Второе действие

Первая картина. Стан войска Болотникова. Хруль обходит лагерь, проверяя часовых. У шатра сидит Машка, бывшая сенная девушка Ирины Шаховской. Она любит Болотникова и беспокоится за него: ведь она слышала, как Шаховской сговаривался с Ириной опутать Болотникова. Машка сначала хотела открыть все Болотникову, но ей кажется, что Ирина тоже полюбила Ивана и отказалась от своего первоначального коварного замысла.

Входит Болотников, окруженный ратниками, и приносит весть о победе. Взята Калуга, царские дружины под предводительством Трубецкого, Барятинского и Хованского бежали. Болотников готовит на утро новый бой. Ирина встречает Болотникова нежными, ласковыми словами. Но когда Болотников приказывает сдать все захваченные в боях драгоценности на нужды войны, Ирина требует, чтобы драгоценные камни были подарены ей. Машка напоминает Ирине о ее обещании — быть верной народному делу. Возникает спор, который прекращает Болотников. Появляется Ляпунов с отрядом дворян, недовольных боярским произволом в Москве.

Ляпунов нехотя принимает решение действовать в союзе с Болотниковым: в глубине души он ненавидит «крамольного холопа». Шумно и весело празднуют победу воины Болотникова. Ратники поют песни, пляшут.

Вторая картина. С амвона Успенского собора патриарх Гермоген предает анафеме «холопа и возмутителя Руси Ивашку Болотникова».

Третья картина. Шатер Болотникова. Болотников рассматривает карту похода. Обращаясь к Хрулю и Кереметю, Болотников говорит о своей глубокой вере в победу народного дела, о готовности отдать жизнь за родину, за свободу. Входит Ирина. Она упрекает Болотникова в холодности, в том, что он разлюбил ее. Болотников отвечает, что его мысли заняты другим: «Не время тешиться любовью... Еще два дня пути, и мы перед Москвой». Ирина в восторге: еще два дня, и она — «царица всей Руси!» Но Болотников возражает ей, он не хочет венчаться на царство. Намерение Болотникова остаться защитником простых людей чуждо, непонятно и враждебно Ирине. Она чувствует, что ошиблась в своих честолюбивых расчетах, и не знает, что предпринять. К Болотникову приходит предводитель дворянского войска Ляпунов. Он в ярости от того, что Болотников распространяет воззвания, призывающие народ отнимать у дворян и бояр поместья и богатства. Дворянам не по пути с Болотниковым, лишь подчиняясь силе, Ляпунов до поры до времени остается в стане Болотникова.

Улучив удобную минуту, Ляпунов просит Ирину переодеться монахиней и пробраться в Кремль к Шуйскому с повинной от Ляпунова, чтобы подготовить совместное выступление против Болотникова.

В шатер заглядывает Машка. Спрятавшись, она следит за Ляпуновым и Ириной. Ирина отвергает предложение Ляпунова. Она еще не отказалась от мечты стать царицей. Ляпунов уходит. Появляется Машка и обвиняет Ирину в честолюбивых замыслах и измене. Ирина бросается на Машку и начинает ее душить. Вбежавший на крики Машки Болотников отталкивает Ирину. Он объявляет ей, что сегодня же под стражей отправит ее домой, к брату- Шаховскому. Оставшись одна, Ирина принимает решение. Она берет у Ляпунова перстень, который должен послужить ей пропуском к царю Василию Шуйскому.

Третье действие

Первая картина. Палаты Шуйского в Кремле. Шуйский в нерешительности, он велит привести к себе ворожею. Появление патриарха Гермогена прерывает ворожбу. Гермоген велит казнить ворожею и требует от Шуйского решительных действий. В палату вводят Ирину, переодетую монахиней. Она сообщает о покорности Ляпунова и о своей готовности предать Болотникова. Шуйский приказывает ей вернуться в лагерь к Болотникову и угостить его отравой, принесенной ворожеей. Ирина берет яд и уходит.

Вторая картина. Изба, в которой расположена ставка Болотникова. Невдалеке кипит бой. Осторожно, оглядываясь по сторонам, входит Ирина. Взяв чашу Болотникова, она вливает в нее яд. Это видит вошедшая в избу Машка. Хруль и Кереметь приводят в избу раненого Болотникова. Машка изобличает Ирину. Ратники заставляют Ирину выпить принесенный ею яд. Хруль сообщает об измене Ляпунова, напавшего на Болотникова с тыла. Войска Болотникова разбиты. Его самого едва успевают укрыть от преследования Ляпунова.

Четвертое действие

Первая картина. Болотников осажден в Туле. Тульский воевода Шаховской хочет открыть ворота и сдать город на милость Шуйского.

Появляется царский посол Телятьевский. От имени царя Василия Шуйского он обещает мир и прощение всем ратникам, если они разойдутся по домам. Болотникова он приглашает к царю, чтоб подписать мирный договор.

Народ не хочет отпускать Болотникова к царю, опасаясь измены. Но Болотников пытается спасти людей, выиграть время. Он говорит, что верит царскому слову и отправляется с Телятьевским в Москву.

Вторая картина. Соборная площадь в Туле заполнена народом. Стража ведет связанного Болотникова и его воинов. Выходят на площадь царь Шуйский, Телятьевский, бояре. Царь издевательски подтверждает свое обещание не проливать больше крови: он приказывает утопить всех бунтовщиков в реке.

Но рядам собравшихся людей проходит стон: будь проклят навеки, окаянный клятвоотступник, царь Василий Шуйский!

Дьячки отпевают еще живого Болотникова и его товарищей.

реклама

вам может быть интересно

Мендельсон. Оратория «Илия» Вокально-симфонические

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Лев Степанов

Дата премьеры

26.06.1950

Жанр

оперы

Страна

СССР

просмотры: 3493
добавлено: 15.10.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть