Андрей Алексеевич Иванов

Andrey Ivanov

Андрей Алексеевич Иванов

Тихий маленький городок Замостье - одна из западных окраин дореволюционной царской России, был весьма небогат событиями в области культурной жизни. Поэтому естественно, что любительский детский хор, организованный учителем местной гимназии Алексеем Афанасьевичем Ивановым, вскоре завоевал широкую популярность в городе. Среди маленьких певцов были оба сына Алексея Афанасьевича - Сергей и Андрей, горячие энтузиасты отцовской затеи. Братья даже организовали при хоре оркестр народных инструментов. Особенно большое тяготение к искусству выказывал младший - Андрей, с самого раннего детства любивший слушать музыку, легко улавливавший её ритм и характер.

В начале первой мировой войны, в 1914 году, семья Ивановых переезжает в Киев. Атмосфера военного времени не располагала к музыкальным занятиям, прежние увлечения были забыты. К искусству молодой Андрей Иванов вернулся уже после Октябрьской революции, но профессионалом становится не сразу. Окончив среднюю школу, он поступает сначала в Киевский кооперативный институт. Страстно любя музыку, юноша часто посещает оперный театр, а дома иногда напевает любимые мелодии. Соседка Ивановых по квартире М. Чикирская, в прошлом певица, видя несомненные способности Андрея, уговорила его учиться петь. Юноша берёт частные уроки у педагога Н. Лунда, который полюбил своего одарённого ученика и в течение трёх лет занимался с ним бесплатно, так как семья Ивановых в то время располагала весьма скромными средствами. Смерть педагога оборвала эти занятия.

Продолжая учёбу в Кооперативном институте, Андрей Иванов одновременно поступает статистом в Киевский оперный театр, чтобы иметь возможность постоянно слушать оперы и принимать хотя бы скромное участие в их постановках. Особенно нравилось ему пение баритона Н. Зубарева, и, внимательно вслушиваясь, он невольно воспринимал и усваивал принципы постановки голоса, певческую манеру талантливого артиста, имевшую сходство с методом, преподанным покойным Лундом.

Слухи о красивом лирико-драматическом баритоне и больших способностях молодого статиста ширились в музыкально-театральных кругах, дошли они и до оперной студии при Киевской консерватории. В сентябре 1925 года Андрея Алексеевича приглашают в студию для подготовки и исполнения партии Онегина в выпускном спектакле "Евгений Онегин". Успешное выступление в этом спектакле, зачтённое как консерваторская дипломная работа, решило дальнейшую судьбу молодого певца, широко открыв ему путь на оперную сцену.

В то время наряду со стационарными оперными театрами существовали передвижные оперные труппы, разъезжавшие по разным городам. Такие труппы складывались в основном из артистической молодёжи, нередко в качестве гастролёров в них выступали также достаточно крупные, опытные певцы. Организатор одного из таких коллективов пригласил к себе Иванова, вскоре занявшего ведущее положение в труппе. Может показаться просто невероятным, что, придя в коллектив с единственной партией Онегина, Андрей Алексеевич в течение года работы приготовил и спел 22 партии. В том числе такие, как Князь Игорь, Демон, Амонасро, Риголетто, Жермон, Валентин, Эскамильо, Марсель, Елецкий и Томский, Тонио и Сильвио. Специфика работы передвижного коллектива - большое количество спектаклей, частые переезды из города в город - не оставляла много времени для углублённой репетиционной работы и систематических занятий с концертмейстером. От артиста требовалось не только высокое творческое напряжение, но и умение работать самостоятельно, свободно ориентироваться в клавире. И если начинающий певец в этих условиях сумел в кратчайший срок накопить такой обширный репертуар, то этим он обязан, главным образом, самому себе, своему большому, настоящему дарованию, своей настойчивости и любви к искусству. С передвижным коллективом Иванов объездил всё Поволжье, Северный Кавказ и многие другие места, всюду увлекая слушателей своим выразительным пением, красотой и гибкостью молодого, сильного, звучного голоса.

В 1926 году два оперных театра - Тбилисский и Бакинский - одновременно пригласили молодого артиста. Он выбрал Баку, где проработал два сезона, исполняя ответственные баритоновые партии во всех спектаклях театра. К ранее сложившемуся репертуару прибавляются новые партии: Веденецкий гость ("Садко"), Фредерик ("Лакме"). В период работы в Баку Андрею Алексеевичу довелось гастролировать в Астрахани. Это было в 1927 году.

В последующие годы, работая в Одесском (1928-1931), затем в Свердловском (1931-1934) театрах, Андрей Алексеевич, помимо участия в основном классическом репертуаре, знакомится с некоторыми редко исполняемыми западными произведениями - "Турандот" Пуччини, "Джонни наигрывает" Кшенека и другими. С 1934 года Андрей Иванов снова в Киеве. Оставив некогда Киевский оперный театр влюблённым в музыку статистом, он возвращается на его сцену достаточно опытным певцом с широким и разносторонним репертуаром, с большим опытом и по праву занимает вскоре одно из ведущих мест среди оперных певцов Украины. В результате неуклонного творческого роста и плодотворного труда в 1944 году ему присваивают звание народного артиста ССССР. В Киевском оперном театре Андрей Алексеевич проработал до 1950 года. Здесь окончательно шлифуется, оттачивается его мастерство, наиболее полно и глубоко раскрываются создаваемые им вокально-сценические образы, свидетельствующие о незаурядном даре перевоплощения.

Властолюбивый и коварный гетман Мазепа в опере П. И. Чайковского и чистый сердцем, беззаветно смелый юноша Остап ("Тарас Бульба" Лысенко), одержимый неукротимой страстью Грязной и полный величавого благородства Князь Игорь, обольстительный красавец Мизгирь и зловещий, но жалкий в своём уродстве, охваченный отчаянием Риголетто, мятущийся Демон и озорной жизнелюбец, умница Фигаро. Для каждого из своих героев Иванов находил необычайно точный, до мельчайших штрихов продуманный рисунок роли, достигая большой правдивости в раскрытии различных граней человеческой души. Но, отдавая должное сценическому мастерству артиста, основную причину его успеха следует искать в выразительном пении, в богатстве интонаций, тембровых и динамических оттенков, в пластичности и завершённости фразировки, в великолепной дикции. Это умение помогло Андрею Иванову стать выдающимся камерным певцом.

До 1941 года концертной деятельностью он не занимался, так как был очень занят работой в театре в основном репертуаре. Новые творческие задачи встали перед певцом в начале Великой Отечественной войны. Эвакуировавшись с Киевским оперным театром в Уфу, а затем в Иркутск, Андрей Алексеевич принимает активное участие в художественном обслуживании госпиталей и воинских частей. Вместе со своими товарищами по сцене М. Литвиненко-Вольгемут и И. Паторжинской, он выезжает на фронт, затем выступает в концертах в Москве и других городах. Вернувшись в 1944 году в освобождённый Киев, Иванов вскоре направляется оттуда с концертами в Германию, вслед за наступающими частями Советской Армии.

Творческий путь Андрея Иванова - путь самобытного, ярко одарённого артиста, для которого театр явился одновременно и школой. Если на первых порах он собственным трудом накапливал репертуар, то в дальнейшем работа со многими крупными деятелями музыкального театра, как, например, режиссёр В. Лосский (Свердловск), дирижёры А. Пазовский (Свердловск и Киев) и особенно В. Дранишников (Киев), сыграла немалую роль в развитии его вокального и сценического мастерства.

Этот путь естественно привёл Андрея Алексеевича на столичную сцену. В коллектив Большого театра он пришёл в 1950 году зрелым мастером, в расцвете творческих сил. Его оперный репертуар, включая записи на радио, насчитывал до восьмидесяти партий. И всё же певец не остановился в своих творческих исканиях. Выступая в таких давно знакомых ему партиях, как Игорь, Демон, Валентин, Жермон, он в каждой из них находил новые краски, совершенствовал вокальное и актёрское их исполнение. Масштабы сцены Большого театра, звучание его оперного оркестра, творческое содружество с прекрасными певцами, работа в театре и на радио под руководством дирижёров Н. Голованова, Б. Хайкина, С. Самосуда, М. Жукова - всё это явилось стимулом для дальнейшего роста артиста, для углубления создаваемых образов. Так, ещё значительнее, ещё крупнее становится образ Князя Игоря, обогащённый в постановке ГАБТа сценой побега, с которой ранее Андрею Алексеевичу сталкиваться не приходилось.

Расширялась и концертная деятельность певца. Помимо многочисленных поездок по Советскому Союзу, Андрей Иванов неоднократно бывал за рубежом - в Австрии, Венгрии, Чехословакии, Германии, Англии, где выступал не только в крупных городах, но и в небольших посёлках.

Основная дискография А. А. Иванова:

  1. Сцены из оперы "Царская невеста", партия Грязного, запись 1946 года, хор и оркестр ГАБТа п/у К. Кондрашина, партнёры - Н. Обухова и В. Шевцов.
    (В настоящее время CD выпущен за рубежом в серии "Выдающиеся русские певцы" об искусстве Н. А. Обуховой)
  2. Опера "Риголетто" Дж. Верди, партия Риголетто, запись 1947 года, хор ГАБТа, оркестр ВР п/у С. А. Самосуда, партнёры - И. Козловский, И. Масленникова, В. Борисенко, В. Гаврюшов и другие.
    (В настоящее время CD с записью оперы выпущен за рубежом)
  3. Опера "Черевички" П. И. Чайковского, партия Светлейшего, запись 1948 года, хор и оркестр ГАБТа п/у А. Ш. Мелик-Пашаева, парнёры - Е. Кругликова, Г. Нэлепп, Ал. Иванов, М. Михайлов, Е. Антонова и другие.
    (В настоящее время CD с записью оперы выпущен за рубежом)
  4. Опера "Евгений Онегин" П. И. Чайковского, партия Онегина, запись 1948 года, хор и оркестр ГАБТа п/у А. Орлова, партнёры - Е. Кругликова, М. Максакова, И. Козловский, М. Рейзен.
    (В настоящее время CD с записью оперы выпущен за рубежом)
  5. Опера "Князь Игорь" А. П. Бородина, партия князя Игоря, запись 1949 года, хор и оркестр ГАБТа п/у А. Ш. Мелик-Пашаева, партнёры - Е. Смоленская, В. Борисенко, А. Пирогов, С. Лемешев, М. Рейзен и другие.
    (В настоящее время CD выпущен за рубежом)
  6. Сольный диск певца с записью арий из опер в серии "Lebendige Vergangenheit - Andrej Ivanov".
    (Выпущен в Германии на CD)

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

13.12.1900

Дата смерти

01.10.1970

Профессия

певец

Тип голоса

баритон

Страна

СССР

Автор

Александр Марасанов

просмотры: 5441
добавлено: 22.11.2002



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть