Алексей Фёдорович Козловский

Дата рождения
15.10.1905
Дата смерти
09.01.1977
Профессия
Страна
СССР
Алексей Фёдорович Козловский

Козловский Алексей Фёдорович (2 (15) X 1905, Киев — 9 I 1977, Ташкент) — советский композитор и дирижер. Народный артист Узбекской ССР (1955).

В 1931 окончил Московскую консерваторию (класс композиции Н. Я. Мясковского). В 1931–33 дирижер Оперного театра им. К. С. Станиславского. С 1936 работает в Ташкенте; с 1949 главный дирижёр и художественный руководитель симфонического оркестра филармонии. С 1944 преподает в Ташкентской консерватории (с 1958 профессор, класс композиции и дирижирования). В 1949–54 и с 1962 зав. кафедрой композиции. Среди учеников — С. Алиев, Д. Закиров, Г. К. Зубатов, Б. Иноятов, Д. Сааткулов, С. Хаитбаев, Н. Халилов, Ф. Шамсутдинов.

Сочинения:

оперы — Улугбек (1942, 1958, Узб т-р оперы и балета), Подвиг Бекташа, Афдаль (обе в 1942), балеты — Слава Октябрю (1947), Тановар (Иволга, 1969, Гос. пр. Узб ССР им. Хамзы, 1973), муз. драмы — Даврон ата (совм. с Т. Садыковым, 1941, Узб. т-р оперы и балета), Шерали (совм. с С. Н. Василенко и М. Ашрафи, 1942, там же), оратории — Джелал-Эддин (совм. с Б. А. Араповым, 1944), По прочтении Айни (1951), Дастан (1954); кантата — Наставление Мудрым (1948); для оркестра — симфонии 1-я хореографическая (1934), 2-я (1935), поэмы — Тановар (1937), Красные казаки (1938), На защиту Родины (1941), Вставайте, рабочие! (1951), Индийская поэма (1955), Празднества (1964), Память гор (1973); сюиты — В колхозе (1930), Лола (Весенний праздник тюльпана, 1937), Танцевальная (1938), Горная (1948), Праздник урожая (1948, 2-я ред. 1950), Узбекская танцевальная (1954), 2 каракалп. сюиты — У солёных озер (1962), Русская увертюра (1967); для фортепиано — 232 фуги (1943); соната для альта и фп. (1959), романсы и песни, музыка для драм. т-ра и кино, обр. узб. и кит. песен, записи узб., укр., уйгурских нар. песен, и др.

Литература: Вызго Т. С., Алексей Козловский, М., 1966; Современные дирижеры. Сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Козловский приехал в Узбекистан в 1936 году. Это была пора формирования, становления профессиональной музыкальной культуры среднеазиатских республик. Воспитанник Московской консерватории по классу Н. Мясковского, он стал одним из тех русских музыкантов, которые помогли заложить фундамент современного национального искусства братского народа. Это касается и композиторского творчества Козловского и его дирижерской деятельности.

После окончания консерватории (1930) талантливый композитор сразу обратился к дирижированию. Первые шаги на этом поприще он сделал в Оперном театре имени К. С Станиславского (1931—1933). Приехав в Узбекистан, Козловский с величайшей энергией и энтузиазмом изучает узбекский музыкальный фольклор, создает на его основе новые произведения, преподает, дирижирует, выступает с концертами по городам Средней Азии.

Под его руководством добивается первых успехов Ташкентский музыкальный театр (ныне Театр оперы и балета имени А. Навои). Затем Козловский долгое время (1949—1957; 1960—1966) был художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Узбекской филармонии.

Сотни концертов провел за эти годы Козловский в Средней Азии, в разных городах Советской страны. Он познакомил слушателей со многими сочинениями узбекских композиторов. Благодаря его неустанному труду выросла и окрепла оркестровая культура Узбекистана.

Музыковед Н. Юденич в статье, посвященной маститому музыканту, пишет: «Ближе всего ему произведения лирико-романтического и лирико-трагедийного плана — Франк, Скрябин, Чайковский. Именно в них проявляется возвышенный лиризм, свойственный индивидуальности Козловского. Широта мелодического дыхания, органичность развития, образная рельефность, порой картинность — вот качества, которые отличают прежде всего интерпретацию дирижера. Подлинная увлеченность музыкой позволяет ему решать сложные исполнительские задачи. Под управлением А. Козловского Ташкентский филармонический оркестр «завоевывает» такие виртуозные партитуры, как «Картинки с выставки» Мусоргского—Равеля, «Дон-Жуан» Р. Штрауса, «Болеро» Равеля и другие».

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама