Джан Карло Менотти

Gian Carlo Menotti

Дата рождения
07.07.1911
Дата смерти
01.02.2007
Профессия
Страна
США

Джан Карло Менотти / Gian Carlo Menotti

Творчество Дж. Менотти — одно из самых заметных явлений в американской опере послевоенных десятилетий. Этого композитора не назовешь открывателем новых музыкальных миров, его сила — в умении почувствовать, какие требования тот или иной сюжет предъявляет к музыке и, пожалуй, самое главное — как эта музыка будет восприниматься людьми. Менотти мастерски владеет искусством оперного театра как единым целым: он всегда сам пишет либретто своих опер, часто ставит их как режиссер и руководит исполнением как блестящий дирижер.

Менотти родился в Италии (он итальянец по национальности). Его отец был бизнесмен, а мать — пианистка-любительница. В 10 лет мальчик написал оперу, а в 12 поступил в Миланскую консерваторию (где учился с 1923 по 1927 г.). Дальнейшая жизнь Менотти (с 1928 г.) связана с Америкой, хотя еще долго композитор сохранял итальянское гражданство.

С 1928 по 1933 г. он совершенствовал свою композиторскую технику под руководством Р. Скалеро в Музыкальном институте Кертис в Филадельфии. В его стенах завязалась тесная дружба с С. Барбером — впоследствии видным американским композитором (Менотти станет автором либретто одной из опер Барбера). Нередко друзья во время летних каникул вместе ездили в Европу, посещая оперные театры Вены и Италии. В 1941 г. Менотти снова пришел в институт Кертис — теперь уже в качестве преподавателя композиции и искусства музыкальной драматургии. Не прервалась и связь с музыкальной жизнью Италии, где Менотти в 1958 г. организовал «Фестиваль двух миров» (в Сполето) для американских и итальянских певцов.

Менотти-композитор дебютировал в 1936 г. оперой «Амелия едет на бал». Первоначально она была написана в жанре итальянской оперы-buffa, а затем переведена на английский язык. Успешный дебют повлек за собой новый заказ — на этот раз от компании NBC, на радиооперу «Старая дева и вор» (1938). Начав свой путь оперного композитора с сюжетов развлекательно-анекдотического плана, Менотти обратился вскоре и к драматическим темам. Правда, первая его попытка в этом роде (опера «Бог острова», 1942) была неудачной. Но уже в 1946 г. появилась опера-трагедия «Медиум» (спустя несколько лет она была экранизирована и получила премию на Каннском кинофестивале).

И наконец, в 1950 г. увидело свет лучшее произведение Менотти — музыкальная драма «Консул» — его первая «большая» опера. Ее действие происходит в наше время в одной из европейских стран. Бессилие, одиночество и беззащитность перед лицом всевластного бюрократического аппарата приводит героиню к самоубийству. Напряженность действия, эмоциональная наполненность мелодий, относительная простота и доступность музыкального языка сближают эту оперу с творчеством последних великих итальянцев (Дж. Верди, Дж. Пуччини) и композиторов-веристов (Р. Леонкавалло, П. Масканьи). Чувствуется влияние и музыкальной декламации М. Мусоргского, а звучащие кое-где джазовые интонации указывают на принадлежность музыки к нашему веку. Эклектичность оперы (пестрота ее стиля) несколько сглаживается отличным чувством театра (всегда присущим Менотти) и экономным использованием выразительных средств: даже оркестр в его операх заменяется ансамблем из нескольких инструментов. Во многом благодаря политической теме «Консул» приобрел необычайную популярность: на Бродвее он шел 8 раз в неделю, ставился в 20 странах мира, (в т. ч. и в СССР), был переведен на 12 языков.

К трагедии простых людей композитор вновь обратился в операх «Святая с Бликер-стрит» (1954) и «Мария Головина» (1958).

Действие оперы «Самый важный человек» (1971) происходит на юге Африки, ее герой — молодой ученый-негр — гибнет от руки расистов. Насильственной смертью завершается опера «Таму-Таму» (1972), что по-индонезийски означает гости. Эта опера была написана по заказу организаторов Международного конгресса антропологов и этнологов.

Однако трагедийная тема вовсе не исчерпывает творчества Менотти. Сразу после оперы «Медиум», в 1947 г., создается веселая комедия «Телефон». Это очень коротенькая опера, где только три действующих лица: Он, Она и Телефон. Вообще сюжеты опер Менотти отличаются исключительным разнообразием.

Телеопера «Амал и ночные гости» (1951) написана по мотивам картины И. Босха «Поклонение волхвов» (сложилась традиция ее ежегодного показа на Рождество). Музыка этой оперы настолько проста, что может быть рассчитана и на любительское исполнение.

Кроме оперы, своего основного жанра, Менотти написал 3 балета (в т. ч. комический балет-мадригал «Единорог, Горгона и Мантикор», созданный в духе спектаклей эпохи Возрождения), кантату «Смерть епископа на Бриндизи» (1963), симфоническую поэму для оркестра «Апокалипсис» (1951), концерты для фортепиано (1945), скрипки (1952) с оркестром и Тройной концерт для трех исполнителей (1970), камерные ансамбли, Семь песен на собственный текст для выдающейся певицы Э. Шварцкопф. Внимание к человеку, к естественному мелодическому пению, использование эффектных театральных ситуаций позволило Менотти занять видное место в современной американской музыке.

К. Зенкин


Сочинения:

оперы — Старая дева и вор (The old maid and the thief, 1-я ред. для радио, 1939; 1941, Филадельфия), Островной бог (The island God, 1942, Нью-Йорк), Медиум (The medium, 1946, Нью-Йорк), Телефон (The telephone, Нью-Йорк, 1947), Консул (The consul, 1950, Нью-Йорк, пр. Пулицера), Амал и ночные гости (Amahl and the night visitors, телеопера, 1951), Святая с Бликер-стрит (The saint of Bleecker street, 1954, Нью-Йорк), Мария Головина (1958, Брюссель, Междунар. выставка), Последний дикарь (The last savage, 1963), телеопера Лабиринт (Labyrinth, 1963), Мартинова ложь (Martin's lie, 1964, Бат, Англия), Самый важный человек (The most important man, Нью-Йорк, 1971); балеты — Себастьян (1943), Путешествие в лабиринт (Errand into the maze, 1947, Нью-Йорк), балет-мадригал Единорог, Горгона и Мантикор (The unicorn, the Gorgon and the Manticore, 1956, Вашингтон); кантата — Смерть епископа из Бриндизи (The death of bishop of Brindisi, 1963); для opкестра — симфоническая поэма Апокалипсис (Apocalypse, 1951); концерты с opкестром — фортепианный (1945), скрипичный (1952); тройной концерт для 3 исполнителей (1970); Пастораль для фортепиано и струнного оркестра (1933); камерно-инструментальные ансамбли — 4 пьесы для струн. квартета (1936), Трио для домашней вечеринки (Trio for a hous-warming party; для флейты, влч., фп., 1936); для фортепиано — цикл для детей «Маленькие поэмы для Марии Розы» (Poemetti per Maria Rosa).

Литературные сочинения: Я не верю в авангардизм, «МЖ», 1964, No 4, с. 16.

реклама

вам может быть интересно

Патрик де Бана Танцовщики
Ференц Эркель Композиторы

Произведения

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама