Andrian Fadeyev
Русский артист балета, балетмейстер, премьер Мариинского театра, художественный руководитель — директор Санкт-Петербургского государственного театра балета имени Л. В. Якобсона (с 2011). Заслуженный артист Российской Федерации (2008).
Предчувствие судьбы Андриана Фадеева
У Фадеева биография простая. Учился балету в Вагановском училище, потому что где же и чему же еще учиться сыну балетной танцовщицы. Окончил его вслед за старшим братом. Танцует в Мариинском театре. Ныне солист. За такой биографией может подразумеваться и балетная суперзвезда, и просто танцовщик, которого на следующий день после пенсионной отставки не вспомнят ни злым словом, ни добрым. Никаким. Как и полагается воспитанному балетному мальчику из хорошей семьи, Андриан Фадеев, только-только поступивший в труппу Мариинки, принял участие в балетном конкурсе. Ехать никуда не пришлось: это был конкурс «Майя», проводился он в Петербурге. Фадеев выступил неудачно. Прилично оттанцевав обязательную классическую программу, провалил тур современной хореографии. Ему тогда откровенно не повезло с хореографом. Но даже и в примитивной последовательности как бы свободных па Фадеев не сумел вольно расположить свое вымуштрованное школьным экзерсисом, выглаженное, натянутое по прямой тело. Тогда же и составилось общественное мнение: в лице Фадеева театр получил приятного классического солиста с хорошей фигурой, без большого воображения, но с явным обещанием лирического амплуа. Все получилось ровно наоборот.
Андриан Фадеев, выходя, по обязанности солиста, в классических балетах, нередко танцует их именно что никак: не падает с туров, делает положенные прыжки, и решительно ничем не запоминается. В дебютных спектаклях все это окрашивается вдобавок школярской скованностью. Только раз, пожалуй, я видела удачный дебют: в партии Базиля в «Дон Кихоте» молодой танцовщик был на диво раскован, обаятелен, благородно-азартен, ровно так, как полагается солисту императорского театра вытанцовывать все эти псевдоиспанские шалости петербургского француза Петипа, аранжированные москвичом Горским. Второй спектакль, впрочем, был скучен, чинен, сух. Но оказалось, и сегодня это ясно вне всяких сомнений, что именно современная хореография и модернистская (без всяких как бы) пластика — главная специальность Андриана Фадеева. И что эмоциональная палитра его — никакая не классическая лирика, а страх, болезнь, надлом, безумие, морок.
Танцовщик отлично провел «Юношу и Смерть» Ролана Пети (что было особенно трудно после превосходного Вячеслава Самодурова), и эта удача подготовила успех премьеры балета Джона Ноймайера «Звуки пустых страниц» на музыку Альфреда Шнитке. На сей раз партия ставилась специально на Фадеева. Прототипом балетного героя был сам Шнитке. После премьеры Ноймайер пригласил Фадеева в Гамбург: захотел возобновить с ним в главной роли своего «Пер Гюнта». Тут биография чуть было не переломилась. У Мариинского театра уже был танцовщик с похожим матричным отпечатком: Вячеславу Самодурову не очень удавались академические балеты и очень хорошо — хореография ХХ века, каковой в петербургском репертуаре и сейчас немного, а тогда почти не было. Теперь Самодуров танцует ее в Амстердаме, домой приезжает несколько раз в году, и эти разовые спектакли оставляют радость, какую испытываешь при виде человека, сделавшего правильный выбор в масштабе судьбы.
Андриан Фадеев никуда не уехал, и это хороший знак того, что в последние годы ситуация в Мариинском театре изменилась. Теперь можно быть и востребованным, и реализованным, не уезжая из Мариинского театра. Но это и плохой знак для танцовщика, чье дарование так прочно завязано на модернистский балетный театр. Где бы ни выступал талантливый танцовщик Андриан Фадеев, он останется просто хорошим (или просто очень хорошим), но нигде не станет легендарным. С легендами в балете сейчас туго, они повывелись. Даже баснословная слава Рудольфа Нуреева, Натальи Макаровой и Михаила Барышникова была славой не легенд, а поп-звезд. Для легенды, бесспорно, важен индивидуальный талант танцовщика, но важнее общий рельеф художественной ситуации. А он сейчас стремится к плоскости. Что в России, что на Западе. Его давно не взрывали стилистические революции. Скучно качают деньги из кассовых балетов XIX века, превратившихся в неяркую отрасль художественной гимнастики. Скучно переставляют из театра в театр удачные балеты ХХ века. Скучно шьют новое, подавленные памятью о могучих предках. У судьбы нет материала, чтобы вылепить историческую личность. Тем не менее хочется пожелать Андриану Фадееву творческих успехов: его возраст оставляет надежду на встречу танцовщика с пока еще неведомым миру хореографом-гением.
Яна Юрьева, 2002 год