Романтические раритеты

Оркестр Павла Когана не пользуется особым вниманием прессы. Правда, в 90-е годы он имел куда больше оснований претендовать на повышенный к себе интерес, первым в России исполнив циклы всех симфоний Малера и Брукнера, не говоря о ряде других, более часто исполняемых у нас композиторов. Но с конца 90-х Павел Коган гораздо больше времени проводит со своим американским оркестром, чем с московским, и качество последнего постепенно стало снижаться. Тем не менее Коган и его коллектив и сегодня не так уж редко предлагают вниманию слушателей интересные программы из раритетных и притом достаточно непростых сочинений, добиваясь иногда впечатляющих результатов. Об этом можно было судить и по недавно прозвучавшей в КЗЧ программе из произведений Листа, основной интерес к которой привлекала крайне редко исполняемая сегодня «Фауст-симфония».

Впрочем, открывавшая концерт симфоническая поэма «Орфей», казалось, не предвещала ничего хорошего. Оркестр играл предельно несобранно, и музыка Листа то и дело превращалась в бесформенное звуковое месиво. Но уже в Первом фортепианном концерте оркестр преобразился — во многом, очевидно, под воздействием великолепной игры Александра Гиндина. Наверное, он у нас сегодня — едва ли не самый лучший интерпретатор Листа, сочетающий виртуозность техники с музыкантской тонкостью и глубиной (в чем дополнительно убедили сыгранные им бисы).

Во втором отделении оркестр взялся наконец за «Фауста», и это был уже во многом другой оркестр, нежели тот, что играл «Орфея». Гигантская симфония была явлена, может быть, и не вполне безупречно, но весьма убедительно. На протяжении часа с лишним маэстро Коган не позволял целому рассыпаться, демонстрируя не только увлеченность, но и абсолютное владение материалом, проработанным досконально. Наверное, было бы некоторым преувеличением говорить о выдающейся интерпретации, но вполне правомерно говорить об интерпретации качественной, позволяющей слушателям адекватно воспринять чрезвычайно интересное сочинение великого романтика, от которого уже тянутся нити, с одной стороны, к Чайковскому, а с другой (в хоровом финале) — к Малеру. Следует отметить удачное, особенно в отношении стиля, соло тенора Тиграна Матиняна, пение мужской группы Юрловской капеллы под руководством Геннадия Дмитряка, а также исполнение партии органа Людмилой Голуб.

Музыка романтизма давно стала фирменным ноу-хау Павла Когана и его оркестра. И, зная их пристрастие к монографическим программам, хотелось бы в скором времени услышать цикл из всех симфонических сочинений Листа, сыгранных на уровне не «Орфея», но «Фауста».

Дмитрий Морозов

реклама