Свет ушедшей звезды: к 70-летию «Союзмультфильма»

Юбилей — это праздник. Особенно если юбиляр здоров и полон творческих сил.

70 лет Киностудии «Союзмультфильм» праздником назвать довольно трудно. Скорее, юбилей бренда (извините за новояз!)

Сегодня киностудия насчитывает сорок человек. Когда-то было шестьсот. Когда-то это была самая крупная киностудия Европы.

Сегодня это — бастион, защищающий себя от жестких условий жизни.

А патроны кончаются.

Периодически возникают призывы ко всем ушедшим с киностудии вернуться, поддержать ее имя, ее славу, ее назначение.

Забыть все ссоры, раздоры, интриги, развернуть боевое знамя, на котором нарисован Чебурашка и надпись «Союзмультфильм».

Но это, к сожалению, иллюзии. Все равно что вернуться в СССР. Или в детство.

Я пришел на киностудию в 1973 году. Сначала в тонателье, где озвучивал как актер мультфильмы. А потом, через год, как режиссер.

Киностудия определила мою судьбу, за что я ей благодарен безмерно.

Какое это было удивительное сообщество заигравшихся детей! Какая была атмосфера! Какие люди ходили по обшарпанным коридорам! Классики!

Л.Атаманов, И.Иванов-Вано, Ф.Хитрук, В.Полковников, А.Снежко-Блоцкая, сестры В. и З.Брумберг, Б.Степанцев, Б.Дежкин, С.Юткевич, А.Каранович, Р.Качанов, В.Дегтярев, Н.Серебряков. Всех не перечислить.

Маленькое душное тонателье киностудии принимало таких именитых гостей! Яншин! Грибов! Раневская! Кенигсон! Леонов! Гердт! Папанов! Плятт! Ливанов! Румянова!

Какой был потрясающий дубляж! Это была целая эпоха дублирования зарубежных художественных фильмов. У киностудии был свой стиль дубляжа. Удивительный и неповторимый.

Сколько артистизма было в озвучивании мультфильмов!

По технологии создания мультфильма запись актеров предваряет работу мультипликаторов. Потом уже мультипликаторы по записанным фонограммам одушевляют персонажей фильма. Как охотно откликались артисты народные-разнародные на приглашения! И как они шалили и озорничали перед микрофоном в том душном ателье!

А какой был у нас Саша Баранов! Легенда! Актер, ставший профессиональным имитатором. Когда его спрашивали о том, как под изображение записать тот или иной звучок, он отвечал кратко: «Ротом». И делал!

Сценарный отдел никогда не бывал пуст, там никогда не царила академическая тишина. Приход М.Вольпина или Г.Сапгира, Э.Успенского или Ю.Энтина всегда сопровождался целым шквалом юмора, экспромта, импровизации. Попадая в эту атмосферу, человек стремился соответствовать коллективному таланту, искать в себе лучшее, достойное высокой планки, поставленной до него.

В истории отечественной мультипликации не так много трагически загубленных цензурой фильмов. Может быть, потому, что цензура в Госкино была подвержена человеческим слабостям и так же впадала в умиление от мультфильмов, как и все остальное человечество, то ли потому, что режиссеры не очень были склонны к диссидентству за государственный счет.

Нужно отдать должное советской власти, что при социалистическом планировании не забывали и мультипликацию. Периодически создавались курсы мультипликаторов — основной профессии — для притока молодых сил.

Что такое мультипликатор? Это рисующий в рисованной или одушевляющий в кукольной мультипликации актер.

Какие были асы одушевления! Звери, люди, птицы, морская стихия, насекомые — все им было подвластно. Артисты! В самом высоком смысле этого слова. Люди скромные, непубличные.

Если зритель редко помнит имена режиссеров в мультипликации, то уж имена мультипликаторов и подавно.

Пока шел спор о том, какое звание давать мультипликатору, заслуженный артист или заслуженный художник, советская власть кончилась. Ушли из жизни великие мультипликаторы, обойденные успехом и славой. Но при этом они были людьми счастливыми. Они никогда не тяготились своей работой. Они получали маленькие деньги, но зато большую радость от удавшейся сцены или эпизода.

Я поневоле вспоминаю любимую фразу Славы Котеночкина: «Почему мы такие счастливые? Да потому, что талантливые!!!»

Киностудия «Союзмультфильм» прошла путь от честного подражания У.Диснею с его технологией, а порой и приемов, до совершенно самостоятельного, самодостаточного творчества. Столько призов, собранных киностудией на международных фестивалях, не снилось и «Мосфильму».

У каждого режиссера, или почти каждого, был свой почерк, свой стиль, своя манера.

Но только с появлением режиссера Ф.Хитрука появились новые направления. Именно его «История одного преступления» дала толчок для следующей когорты талантливых режиссеров.

Я не берусь анализировать, почему рухнул этот колосс — «Союзмультфильм».

Что произошло, то произошло. Кто-то ушел с киностудии, кто из жизни, кто-то уехал в поисках счастья. По-разному.

Сегодня время предъявляет любому художнику жесткие правила игры! Игры по правилам рынка, чаще — базара. Право художника — играть или отказаться.

И тут на защиту художника и всей отрасли должно встать государство, потому что именно государство должно быть кровно заинтересовано в высокохудожественном качественном «продукте». Потому что этот «продукт» необходим детям.

Рынок по определению — это суета. А «служенье муз», как учил нас А.С.Пушкин, «не терпит суеты».

Ради этого служения должна быть создана волевым решением академия. Назовите ее «Союзмультфильм». Всей своей историей киностудия заслужила это право. Академия анимации должна готовить кадры, заботясь о передаче накопленного опыта нынешнему и грядущему поколениям.

Служить мерилом нравственного и художественного уровня создаваемых под ее патронатом анимационных фильмов.

Сегодня определение «коммерческий проект» считается похвалой и знаком качества для будущего фильма. Мне хочется вернуть в наш обиход другие определения: талантливый фильм, добрый фильм, грустный фильм, задушевный, интересный, остроумный, музыкальный, искренний.

А что касается юбилея, то если сравнить киностудию с большой звездой, каковой она и была, то, к сожалению, ее сегодня нет. Но есть свет от нее — это более полутора тысяч фильмов, которыми мы гордимся.

Есть замечательные люди, которые делали эти фильмы, люди, которых мы помним и любим!

С днем рождения, союзмультфильмовцы! Бывшие и нынешние!

Особенно нынешние! Спасибо вам за мужество.

Гаррри Бардин

реклама