Навязчивые состояния

Венеция-2008. Послесловие

65-й Венецианский кинофестиваль в этом году завершился триумфом российского кино. Алексей Герман-младший вознагражден «Серебряным Львом» за свой третий фильм «Бумажный солдат». Все его предыдущие работы становились участниками венецианских программ. И все-таки — какие кинематографические тенденции выявились на фестивале, в контексте которого так ярко прозвучала картина Германа-младшего? В конкурсе участвовали сразу два анимационных фильма: «Ползающие по небу» Мамору Осии, который исследует границы между компьютерными играми и действительностью, и «Поньо на скале у моря» Хаяо Миядзаки — история о золотой рыбке, которая отказывается от своей волшебной силы, чтобы стать человеком. Наш мир оказывается привлекательнее мира сказочного. «Поньо» был высоко оценен критиками и зрителями (главный лидер по рейтингам), но японский мэтр уехал из Венеции без приза.

На фоне достаточно слабого конкурса «Бумажный солдат» действительно отличался изящным визуальным решением, хорошо придуманной историей. В конкурсе не нашлось никаких новых голосов и инноваций. Можно отметить одержимость персонажей целого ряда фильмов и их навязчивое поведение, а как наиболее востребованное место действия отметить отдаленные места Южного полушария. Негусто для одного из престижных фестивалей мира.

Первые кадры фильма-открытия «Сжечь после прочтения» братьев Коэн задали перспективу, которая определила направление многих фильмов конкурса: общий ракурс со спутника на наш мир, приближаясь, становится крупным планом ежедневного быта, где мелкие интриги и личные трагедии, скрывающиеся за фасадами домов, становятся решающими для судеб мира. Ничтожные скандалы и сексуальные пристрастия представляют серьезную угрозу для Пентагона, а ЦРУ оплачивает услуги косметической хирургии, чтобы предотвратить утечку секретной информации. Навязчивые идеи героев фильма «Сжечь после прочтения» ведут к цепи событий, которая чуть было не приводит к международному скандалу.

Мексиканская картина «Горящая равнина» продолжает тему одержимости, но она построена гораздо сложнее. Это фильм-дебют известного сценариста Гильермо Арриага, постоянного соавтора знаменитого ныне режиссера Иньярриту. Молодая девушка Марьяна хочет вернуть мать в лоно многодетного семейства, узнав, что у нее роман с мужчиной из соседней деревни. Чтобы наказать возлюбленных, она поджигает фургон, где они встречаются, но случайно возгорается находящийся поблизости газовый контейнер. Во время взрыва погибает мать с любовником. Марьяна влюбляется в сына любовника матери и рожает девочку, затем оставляет ребенка и мужа. Она начинает новую жизнь в Южной Калифорнии. Пятнадцать лет спустя объявляется ее дочь. Нити разных судеб, времен и истории сходятся в общее повествование. Они ткутся с той степенью сложности, которая характеризовала «Вавилон» Иньярриту и его же «21 грамм», снятые по сценариям Арриага.

Два (из четырех) итальянских конкурсных фильмов также в той или иной степени затронули тему навязчивых идей. «Прекрасный день» Ферзана Оспетека рассматривает жизнь Эммы и Антонио. Они быстро женятся, не обдумав все серьезно, а потом не справляются с трудностями ежедневной жизни. Антонио работает телохранителем у одного политического деятеля, пытается вернуть Эмму, которая уходит от него. Дело доходит до того, что он пытается изнасиловать свою жену, похищает детей, и в один «прекрасный день» жизнь превращается в ад. Действие другой итальянской картины «Папа Джованны» режиссера Пупи Авати происходит в 1938 году. Фильм этот также о неспособности человека адекватно оценивать и воспринимать действительность. 17-летная дочь преподавателя эмоционально неразвита. Она совершает убийство, ее отправляют в психушку, а не в тюрьму. Популярный итальянский актер Сильвио Орландо сыграл преданного и любящего отца. За эту работу он заслужил в Венеции «Кубок Вольпи» как лучший актер. Турецкий фильм «Молоко» режиссера Семих Капланоглу также показал героя неспособного взрослеть. Юзуф — талантливый поэт, он слабо реагирует на внешний мир, живет, как отшельник. Позже выяснится, что он — эпилептик, и это многое объясняет в его экстраординарном характере.

Мощь чувств настолько сильна, что может привести к преступлению, как это происходит в немецкой картине «Иерихон» Кристиана Петцольда, показывая хрупкие отношения между Турком Али, владеющим сетью ресторанов быстрого обслуживания, и его женой Лаурой, которую он спасает от тюрьмы. Когда Лаура влюбляется в помощника Али, любовники собираются избавиться от того, кто стоит на их пути. Эмоциональная неустойчивость и страсть противопоставлены таким понятиям, как обязанность и долг.

В картине «Рейчел выходит замуж» Джонатана Демми после десятилетнего лечения наркозависимая Кым возвращается домой на свадьбу сестры. Она неспособна жить с семьей, так как тень вины за гибель младшего брата угнетает ее. Кым в итоге вернется в клинику, чтобы жить в уединении.

Стирание границы между действительностью и неким фиктивным миром также возникает в фильме Барбета Шрёдера «Индзу: зверь в тени». Это триллер, в котором Бенуа Мажимель играет человека, исследующего жизнь неизвестного японского автора бестселлеров.

Несколько фильмов были сняты в отдаленных местах Южного полушария и произведены в странах, которые не входят в традиционный фестивальный круг. «Наблюдатели за птицами» итальянского режиссера Марко Бечиса показал богатых землевладельцев, которые узурпировали территорию аборигенов. Эфиопский режиссер Хайле Герима представил эпический фильм «Роса», в котором исследуется эффект политических революций в африканских странах. Алжирский фильм «Внутри страны» исследует судьбу топографа, который оказывается между политическими партиями. Но ни один из этих фильмов нельзя назвать визуально ярким и неожиданным.

Возможно, самым популярным фильмом Венецианского фестиваля 2008 года был «Мачан», получивший приз киносети «Europa Cinemas». Зрители стояли в очередях на его показы. «Мачан» (что означает «друг») был показан в программе «Венецианские Дни». Это дебют Уберто Пазолини, племянника Лукино Висконти. Известен он как продюсер, живет в Лондоне, где основал собственную компанию и создал картину «Полнaя обнаженка» — один из кассовых хитов Великобритании. Новая его картина — история о группе шри-ланкийских друзей, которые хотят эмигрировать в Германию, чтобы заработать деньги и поддержать свои семьи. Однако героям отказывают в выдаче виз. И вот они, увидев объявление о международных соревнованиях по гандболу в Баварии, создают псевдокоманду по гандболу и отправляются в Германию. Но играть они не умеют. Из чувства национальной гордости они все же соберутся для проведения одного матча, перед тем как рассеяться на просторах Германии, поскольку полиция уже вышла на их след. Картина эта стала главным хитом Венеции-2008, если не брать во внимание церемонию закладки первого кирпича нового Дворца кино, завершение строительства которого ожидается через несколько лет.

Биргит Боймерс, Великобритания

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама