Просто хороший концерт

Американский баритон Скотт Хендрикс выступил в Москве

Игорь Корябин, 10.03.2012 в 11:15

Американский баритон Скотт Хендрикс

В последнее время к нам стали приезжать сплошные звезды. В данном случае речь идет о звездах академического вокала, о звездах оперы. Их приезд, как правило, всегда сопровождается массированной рекламой. В результате общественное мнение оказывается подготовленным настолько, что широкая неискушенная публика, которая может отвалить за билеты безумные деньги и считает это частью своего респектабельного имиджа, приходит на подобные концерты буквально зомбированной и готова отбить все руки, выражая неподдельный (или все-таки поддельный?) восторг в адрес своего кумира. При этом публике совершенно нет никакого дела до того как ее кумир поет: товар куплен в дорогой глянцевой упаковке — а это значит, что он великолепен!..

Слава Богу, ничего подобного не было на этот раз — и публика, по-настоящему заинтересованная публика, тихо и спокойно собравшаяся в Концертном зале имени Чайковского на оркестровом рецитале американского баритона Скотта Хендрикса, стала свидетелем одного из тех вокальных вечеров, о которых с уверенностью можно сказать, что это был просто хороший концерт. Правда, сей тезис меньше всего следовало бы относить в адрес дирижера из Великобритании Мэттью Уиллиса, стоявшего за пультом Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», ибо его звучание в этот вечер было настолько пронзительно громким и разухабисто разбалансированным, что порою в создаваемом им мощном музыкальном потоке малополетный и лирический по своей природе голос Скотта Хендрикса просто тонул, проваливаясь в бездну…

И всё же певец из Америки сумел расположить к себе невероятной искренностью музыкально-артистического самовыражения, благородством исполнительской манеры, владением нюансами mezza voce, в целом, грамотным интонированием и осмысленной фразировкой даже в русском оперном репертуаре, точнее — в репертуаре Чайковского. На этом концерте мы услышали «отповедь» Онегина Татьяне «Вы мне писали, не отпирайтесь» («Евгений Онегин»), а также речитатив и арию Елецкого «Вы так печальны, дорогая … Я вас люблю, люблю безмерно» («Пиковая дама»). Это, конечно же, стало большим сюрпризом для публики, ведь и русский язык певца оказался весьма и весьма впечатляющим. Правда, отдельные вокальные недостатки интонирования проявились именно в русском репертуаре, но в условиях исполнения такого непростого для певца музыкального материала это было совсем некритично. Зато в арии Елецкого певец приятно удивил и широкой кантиленой, и правдивостью музыкального чувства — и это было поистине прекрасно!

Вообще, следует заметить, что программа, предложенная вниманию московской публики Скоттом Хендриксом, несмотря на свою явную компактность, была очень интересна и разнопланова. Начал певец с романса Вольфрама из оперы Вагнера «Тангейзер» («Wie Todesahnung Dämmrung deckt die Lande … O du, mein holder Abendstern»). Этот подчеркнуто романтический, мелодически проникновенный номер был исполнен им настолько вдохновенно, настолько упоительно изящно, что сразу же подумалось: в творчестве исполнителя, вероятнее всего, лирическое амплуа и должно преобладать. Сие предположение как будто бы вполне подтвердилось затем впечатляюще исполненными — с тонкой отделкой психологических нюансов — речитативом и арией Ирода из «Иродиады» Массне («Ce breuvage pourrait me donner un tel rêve! … Vision fugitive et toujours poursuivie»), а также упоминавшейся уже арией Онегина.

Однако в конце первого отделения, сразу же вслед за Чайковским, прозвучал монолог Жерара из оперы Джордано «Андре Шенье» («Nemico della Patria?!»), номер, как известно требующий огромного драматического темперамента и сильных «кровавых» страстей. И здесь вокального арсенала исполнителя хватило ровно на половину арии, хотя начал он вполне бойко, так что даже подумалось поначалу, что осилит ее без труда. Однако осилил с явным трудом, хотя и здесь, завоевать публику ему удалось на все сто процентов. Вы скажете, по всей видимости, что и ария Ирода из названной оперы Массне требует для ее исполнения определенного драматизма. Всё так, но Массне во всех своих операх на серьезные сюжеты всегда остается пронзительно лиричным: музыкальный психологизм Массне (этакий «оперный французский импрессионизм») и стиль Джордано, замешанный на итальянском веризме, — полюса абсолютно разные.

В свете наших рассуждений весьма интересно то, что сцену смерти Родриго из оперы Верди «Дон Карлос» Скотт Хендрикс исполнил в оригинальной французской версии, хотя собственно сцену смерти Родриго («Carlos, écote … Ah! Je meurs l’âme joyeuse»), то есть тот фрагмент, к моменту которого уже должны были прозвучать предательские роковые для Родриго выстрелы, мы так и не услышали: был исполнен первый большой сольный кусок этой сцены «Qui, Carlos! С’est mon jour suprême» (с добавлением ряда предшествующих ей реплик Родриго). Хотим мы этого или нет, но сцена смерти Родриго — это большой дуэт Родриго и Дона Карлоса, поэтому, когда речь идет о ее концертном исполнении баритоном, то, в принципе, подразумевать под этим можно всё, что угодно, из того, что есть в партитуре, и того, что «желает спеть» сам вокалист. Фрагмент, представленный на этот раз, очень даже впечатлил — и, думается, тяга певца к оригинальной версии обусловлена вовсе не праздностью и даже не тем, что совсем скоро ожидается его выступление именно во французской редакции этой оперы в Хьюстоне: эта редакция явно более удобна для него в плане голоса, ибо обладает более рафинированной фактурой вокализации, которую и предоставляет исполнителю французский музыкальный мелос.

Сразу же после Родриго прозвучала ария Елецого (о чем также уже было сказано), а под занавес основной программы мы услышали известный «патетический» монолог «рогоносца» Форда «È sogno? o realtà?» из «Фальстафа» Верди. И опять мы имеем дело с контрастом между чистой лирикой к драматически аффектированной, хотя и явно комической патетикой, но вердиевский Форд лег на голос певца всё же гораздо лучше, чем джордановский Жерар. Единственный финальный бис был также русским: прозвучала стретта Онегина «Ужель та самая Татьяна…» из шестой картины оперы Чайковского. Пожалуй, делать этого вовсе и не стоило, ибо в быстрых темпах и без того небольшой по объему голос певца еще заметнее потерял в своем объеме, не говоря уже о том, что просто нещадно задавливался оркестром.

Этим русским бисом певец явно хотел сделать русской публике еще один сюрприз. Дважды за вечер это ему удалось — в третий раз, увы, не получилось. Похоже, и оркестр также хотел сделать сюрприз слушателям, ибо среди традиционных оперных симфонических фрагментов (антракта к третьему действию «Лоэнгрина» Вагнера, танцев из «Алеко» Рахманинова, увертюр к «Набукко» Верди и «Руслану и Людмиле» Глинки) был исполнен и самый настоящий для наших концертных залов раритет — увертюра к «Стиффелио» Верди, слушать которую вживую было необычайно интересно, но удовольствие от интерпретации которой было весьма и весьма скромным.

Но как бы то ни было, встреча с заморским, неизвестным нам ранее баритоном оставила в целом весьма приятное впечатление. И в завершение заметок о ней просто невозможно не сказать, что без определения «звезда» нам всё-таки не удастся обойтись и на этот раз. Дело в том, что обсуждавшееся выступление Скотта Хендрикса, которое состоялось 7 марта, открыло традиционный абонементный филармонический цикл под названием «Звезды мировой оперы в Москве». Однако в нынешнем концертном сезоне у него есть и подзаголовок «Звезды Нового Света». Что и говорить, сейчас все — звезды, а само это понятие заметно девальвировалось, приобретя оттенок массовости и утратив значение эксклюзивности. Впереди анонсированы концерты сопрано Сары Кобурн (29 мая) и меццо-сопрано Сюзан Грэм (6 июня). Встретиться с первой звездой мы уже имели счастье в начале нынешнего сезона, вот только ощутить сияющий ореол этой звезды так и не удалось. Кто знает, а вдруг повезет со второй попытки?.. И, конечно же, будем надеяться, что откровение снизойдет на нас и от приезда в Москву Сюзан Грэм, ведь, как известно, надежда умирает последней…

реклама

вам может быть интересно

От «Виртуозов» до «Виртуозов» Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Концертный зал имени Чайковского

Персоналии

Скотт Хендрикс

Коллективы

Новая Россия

просмотры: 4449



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть