«Лёгкая» программа нелёгкой классики

Юлия Лежнева на фестивале «Под покровом музыки»

Игорь Корябин, 10.01.2013 в 23:17

Юлия Лежнева. Фото: Decca/Uli Weber

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный абстрактно общим названием «Под покровом музыки», завершился концертом, в котором в качестве солистки мы вновь услышали Юлию Лежневу: на страницах Belcanto.ru с этой певицей мы совсем недавно встречались на одном из концертов фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».

Если упомянутый концерт полностью погрузил тогда в стихию барочной музыки (как инструментальной, так и вокально-оперной), то явно предновогодняя — а потому весьма компактная — программа концерта в Большом зале консерватории была построена по принципу «всего понемногу, но непременно изысканного и вкусного». Понятно, что репертуарные предпочтения программы этого вечера кардинально отличалась от идеи концерта в Белом зале ГМИИ, но всё же Юлия Лежнева, Владимир Федосеев и Большой симфонический оркестр имени Чайковского неожиданно и весьма изящно перекинули мостик к услышанному ранее.

Так, первым номером вокальной программы прозвучала вставная ария Арбака «Son qual nave ch’agitatа» из оперы «Артаксеркс» Хассе, сочиненная Риккардо Броски для своего брата Карло Броски (сопраниста-кастрата Фаринелли) по случаю первой постановки этой оперы в Лондоне в 1734 году. Если на «Декабрьских вечерах» мы услышали эту арию в камерном сопровождении оркестра «Il Giardino Armonico», то на сей раз Юлия Лежнева доказала, что и с большим составом симфонического оркестра эта бравурно-виртуозная пьеса может звучать не менее тонко, не менее деликатно и не менее выверенно в стилистическом отношении.

В качестве второго вокального номера вниманию публики были предложены явно усладившие слух ее наиболее эстетствующих представителей речитатив и ария Фьордилиджи «Temerari, sortite fuori … Come scoglio immoto resta» из оперы Моцарта «Так поступают все» — и в этой музыкальной зарисовке Юлия Лежнева предстала невероятно искушенным и психологически чувственным художником как музыки, так и слова: образ мятущейся, «раздираемой» противоречиями и бегущей от своих истинных чувств героини удался певице просто на славу! Естественно, это исполнение было подкреплено также и безупречной вокальной техникой.

Собственно, вокальная часть первого отделения на этом оказалась исчерпанной, но чтобы окончательно поставить точку в моцартовской теме, следует упомянуть о двух восхитительных бисах, представленных певицей безмятежно изящно и непринужденно свободно, спетых словно играючи, но при этом по-прежнему интонационно выразительно и осмысленно.

Мелодически «задумчивая» ария Cюзанны «Deh vieni non tardar» и пылко-восторженная ария влюбленного во всех и вся персонажа-травести Керубино «Voi che sapete» (обе — из оперы «Свадьба Фигаро») слились в единый весьма приятный финальный аккорд вечера, не проникнуться душевным расположением к которому было абсолютно невозможно.

В первом отделении прозвучала также увертюра к «Свадьбе Фигаро», а в пандан к Моцарту открыла концерт оркестровая пьеса Сальери под названием «Вариации на тему испанской фолии». И, надо сказать, интерпретации опусов и Сальери, и Моцарта Владимиру Федосееву и его оркестру в этот вечер весьма и весьма удались. Особенно интересной, по-настоящему многослойной и политонально красочной предстала музыка Сальери, но и музыка его известного антагониста Моцарта, традиционно воспринимаемого таковым в сознании нашего времени, была сыграна на редкость вдумчиво и убедительно: это в равной степени относится как к аккомпанирующему, так и к чисто инструментальному музицированию.

Совсем иная ситуация сложилась во втором отделении, полностью посвященном Россини, в котором прозвучали две крупномасштабные известнейшие увертюры к операм «Семирамида» и «Вильгельм Телль», а также речитатив и романс Матильды «Ils s’éloignent enfin … Sombre forêt» из «Вильгельма Телля» и финальное рондо Елены «Tanti affetti in tal momento» из оперы «Дева озера».

Если говорить об увертюрах, то, увы, исполнены они были явно «поперек» стиля Россини: тяжеловесно, напористо, агрессивно, с явной «тягучестью» темпов и неразличимостью тончайших оттеночных фигураций. Знаменитые россиниевские crescendi в увертюре к «Семирамиде» не удались, превратившись в громыхания, а изысканность музыкальной романтической фактуры увертюры к «Вильгельму Теллю» оказалась попросту недостижимой. Что же касается оценок оркестрового аккомпанемента, то, несмотря на их сдержанность, в данном случае они всё же склоняются на сторону вполне приемлемого музыкального сопровождения, ведь главное заключалось в том, что в вокальных номерах праздник музыки и на этот раз несло одухотворенное искусство Юлии Лежневой.

Я снова невольно вспоминаю концерт 2008 года в рамках Россиниевского фестиваля в Пезаро, который назывался «Романтическое предзнаменование» и программу которого составили фрагменты из опер «Дева озера» и «Вильгельм Телль». Основным солирующим фигурантом этого экстраординарного события стал Хуан Диего Флорес, но вместе с ним Юлия Лежнева блестяще представила тогда сцены и дуэты из названных опер. Теперь же, более чем четыре годя спустя, я, наконец, услышал в ее исполнении и арии из них.

В 2008 году Юлия Лежнева была совсем еще молодой, но уже уверенной в себе вокалисткой. Теперь же на сцену Большого зала консерватории она вышла полностью сформировавшейся певицей, по-прежнему молодой, но умудренной профессиональным опытом, так что ее творческая аура оставила свет в наших сердцах, а тепло ее волшебного голоса сразу же согрело наши души…

реклама

вам может быть интересно

Зальцбургская франкофония Классическая музыка
Когда виолончель поёт… Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама





Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть