Во славу музыкальной педагогики

Игорь Корябин, 25.02.2013 в 16:10

Русская музыкальная школа — один из тех незыблемых фундаментов, на которых сегодня зиждется всё мировое академическое исполнительство и которое во многом определяет лицо современной музыкальной культуры.

Но раз есть школа, значит, есть и педагоги, эту школу создававшие и продолжающие создавать и развивать ее сейчас. А это значит, что существует преемственность исполнительских традиций, передаваемых из поколения в поколение. Это значит, что связь музыкальных эпох не прерывается. Обычно педагоги, если только сами не являются активно концертирующими музыкантами, остаются в тени своих учеников, добившихся мирового признания, что, конечно же, несправедливо.

Переломить эту ситуацию в сфере академической музыки как раз и призвана новая инициатива российской музыкальной общественности. Ее действенная презентация состоялась 14 февраля на сцене Большого зала Московской консерватории. Речь идет об учреждении и первой торжественной церемонии вручения Международной премии в области музыкальной педагогики имени Ипполитова-Иванова.

Учредителем премии совместно с ГМПИ имени Ипполитова-Иванова выступил Общественный благотворительный фонд «Русское исполнительское искусство». Этим несомненно важным и нужным начинанием фонд весьма красиво отметил двадцатилетие своей созидательной деятельности на ниве музыкального образования и исполнительства. Президентом фонда является Валерий Ворона, скрипач, дирижер, педагог и общественный деятель. Сегодня он — ректор ГМПИ имени Ипполитова-Иванова, профессор Московской консерватории, солист Московской филармонии, художественный руководитель и главный дирижер Московского молодежного камерного оркестра.

Давним провозвестником идеи основания премии имени Ипполитова-Иванова стало учреждение и присуждение фондом международной премии «Слава/Глория» Мстиславу Ростроповичу в 1997 году. В результате этого уже на следующий год состоялось знаменитое историческое присуждение премии «Слава/Глория» уже от лица самогó маэстро: ее номинанты определялись весьма авторитетным международным жюри, а ее лауреатами стали Альфред Шнитке, Максим Венгеров и Роберто Аланья.

Но эта премия явилась также базисом для учреждения еще одного проекта. В своем напутствии будущим поколениям молодых музыкантов, датированным 2004 годом, маэстро Ростропович сформулировал суть дела так: «…в 1997 году, когда я узнал, что мне присуждается учрежденная в России международная премия «Слава/Gloria», я решил положить ее в банк, чтобы на проценты создать благотворительный Фонд стипендий для молодых музыкантов». Выдающегося музыканта уже нет с нами, но дело Фонда его имени уверенной поступью продвигается и сегодня. Ежегодно своих стипендиатов за успехи в музыкальном образовании поощряет и фонд «Русское исполнительское искусство».

Весьма символично, что некогда молодой лауреат премии «Слава/Gloria» Максим Венгеров (эмиссар ЮНИСЕФ, обладатель премии «Грэмми») сейчас является членом совета попечителей фонда. Учреждение премии имени Ипполитова-Иванова — составная часть новой культурной инициативы фонда под названием «Звезды классики в поддержку российской музыкальной культуры и образования». Одним из инициаторов этой инициативы как раз и выступил Максим Венгеров. Он же предложил и название вечера в Большом зале консерватории — церемонии награждения лауреатов и гала-концерта в их честь звезд мирового исполнительского искусства. В результате этого афиша гордо и весьма амбициозно пригласила нас на благотворительный проект «Международный праздник музыки».

Удался ли праздник в полной мере? Ответить на этот вопрос однозначно непросто.

Несомненно, праздник музыки явно удался, ибо в списке шести первых лауреатов этой премии — имена известные и уважаемые: Юрий Башмет, Захар Брон, Сергей Доренский, Ирина Масленникова, Галина Турчанинова, Наталья Шаховская. К глубокому прискорбию, за три дня до церемонии награждения на 95-м году ушла из жизни Ирина Масленникова, так что премия, присужденная ей еще при жизни, нашла своего лауреата посмертно. Понятно, что в силу этого сей праздник музыки стал не только чествованием музыкантов-педагогов старшего поколения, но и преклонением перед светлой памятью ушедшего мастера: Ирина Масленникова была одной величайших оперных певиц своего поколения, педагогом, воспитавшим не одну достойную смену.

При этом в отдельных своих проявлениях праздник музыки явно не удался, ибо в неимоверно затянутом — почти два часа! — и очевидно навязчивом с точки зрения конферанса первом отделении вечера (ведущая — Мария Максакова, импровизированный соведущий — Валерий Ворона), по-настоящему ярких музыкальный моментов было совсем немного.

Именно это, несмотря на всю культурно-идеологическую позитивность акции, и вызывало чувство глубокой досады за напрасно потраченное время, смешанное с искренним недоумением. Прежде всего, неожиданно разочаровала заведомо ученическая игровая форма Московского молодежного камерного оркестра, устойчивое равнодушие которого к исполняемой музыке обнаруживалось вне зависимости от того, кто стоял за его дирижерским пультом — Валерий Ворона или Максим Венгеров.

И открывшая вечер концертная парафраза «В скрипичном ключе» Потеенко (соло на скрипке — Гранд Башмет, Светлана Безотосная, Александр Будников, дирижер — Валерий Ворона), и первая часть Концерта для двух скрипок с оркестром ре-минор Баха (соло на скрипке — Максим Венгеров, Валерий Ворона), и «Венгерский танец» № 5 Брамса (дирижер и солист — Максим Венгеров), и грузинский танец «Хоруми» Цинцадзе (Андрей Усов — альт, Ксения Башмет — фортепиано), и «Марш» из Симфонической сюиты «Музыкальные вечера» Бриттена (дирижер — Максим Венгеров) в рамках такого значимого и ответственного мероприятия оставляли ощущение полной случайности и ненужности.

Особенно несвоевременным было выступление Марии Максаковой, из колоратурного сопрано ныне превратившейся в меццо и представившей арию Леоноры из «Фаворитки» Доницетти (дирижер — Максим Венгеров). Вопрос только — «зачем?», если это исполнение на поверку оказалось типичным вокальным иллюстраторством...

И всё же, праздник музыки явно удался, ибо далеко перемахнув за половину первого отделения, гала-концерт, наконец, предъявил номер (причем — незапланированный), который заставил встрепенуться и выйти из «слушательской комы»: дуэт Максима Венгерова (скрипка) и Екатерины Мечетиной (фортепиано) проникновенно эмоционально исполнил «Вокализ» Рахманинова памяти Ирины Масленниковой. Затем Борис Андрианов весьма темпераментно представил экстравагантно-минималистскую пьесу Соллимы «Lamentatio» для виолончели соло, Екатерина Мечетина и бывший стипендиат фонда «Русское исполнительское искусство» Кирилл Солдатов (труба) — ныне солист Национального филармонического оркестра России п/р Владимира Спивакова — блестяще провели свои соло в третьей части Первого фортепианного концерта Шостаковича (дирижер — Максим Венгеров), а в завершение первого отделения в исполнении Хоровой капеллы имени Юрлова, оптимистично утверждающе ставя финальную точку первого отделения, прозвучала «Аллилуйя» из оратории Генделя «Мессия» (дирижер — Максим Венгеров).

В первом отделении музыкальная часть чередовалась с награждением лауреатов: Максим Венгеров вручил премии своим педагогам — Галине Турчаниновой и Захару Брону, Борис Андрианов — Наталье Шаховской (премия была передана ее дочери, так как обладательница награды в это время находилась в Мадриде, где в Высшей школе музыки королевы Софии является заведующей кафедрой виолончели). Аналогично премия Юрию Башмету, находившемуся на фестивале в Сочи, также была передана его дочери. Екатерина Мечетина вручила премию своему педагогу Сергею Доренскому. Конечно же, в ответ на поздравления по случаю вручения премий звучали и теплые ответные слова лауреатов. С приветственными заочными видеопосланиями к международному благотворительному проекту обратились также Жан-Люк Понти, Чечилия Бартоли, Денис Мацуев, Александр Чайковский, Святослав Бэлза, Юрий Башмет и Наталья Шаховская. Кроме этого, Денис Мацуев в специальном видеообращении поздравил своего педагога Сергея Доренского, а с живым приветствием к проекту обратился худрук Юрловки Геннадий Дмитряк.

В третий раз не могу не констатировать, что праздник музыки явно удался, ибо во втором отделении после «тягот и лишений» первого, нас ожидал действительно подлинный праздник музыки, причем, праздник-сюрприз.

Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представил «Шехеразаду» Римского-Корсакова под управлением Максима Венгерова, который не только взял на себя обязанности дирижера, но и целиком исполнил сольную скрипичную партию этой партитуры. Как сообщалось еще на пресс-конференции, подобное совмещение музыкальных функций — второе в мировой практике: первое принадлежит бельгийскому скрипачу и дирижеру Эжену Изаи (1858—1931).

Оркестр «Русская филармония» за те последние два сезона, что его возглавляет Дмитрий Юровский, стал одним из сильнейших столичных коллективов, приобретших яркий темпераментный почерк и фирменный европейский стиль. Попав в опытные руки Максима Венгерова, оркестр совершил маленькое музыкальное чудо и на этот раз: мы наслаждались прекрасным рафинированным звучанием, тонкой психологической прорисовкой музыкально-драматической фабулы произведения, мелодической прозрачностью и задушевностью его пленительных мелодий, в которых восточные музыкальные мотивы буквально проросли русской сказочной эпичностью и величавостью. Но в моменты звучания солирующей скрипки Максима Венгерова эта эпичность и величавость явственно проступала и захватывала еще больше…

Одним словом, те, кто остался на второе отделение, были вознаграждены на славу.

При этом неизбежно возникает контраст сопоставления: с одной стороны — затянутое и мало продуктивное первое отделение, с другой — достаточно компактное, но качественно содержательное второе.

Автор этих строк вовсе не стремится поставить под сомнение всю плодотворность родившегося проекта присуждения музыкальной педагогической премии, просто его концертное обеспечение в целом всё же следовало бы подготавливать на существенно более высоком уровне. Только тогда ни у кого не возникнет никаких сомнений, что русская исполнительская школа — это действительно школа номер один в мире.

Но в любом случае этот концерт был благотворительным — и это искупает всё: сбор от него целевым назначением пойдет на выплаты стипендий молодым дарованиям России.

реклама

вам может быть интересно

Фонограмма дантова ада Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть