«Музыка трёх сердец»: добротность с перспективой

Ирина Лунгу, Василий Ладюк, Лоран Кампеллоне в «Новой опере». Автор фото — Д. Кочетков

Этот концерт в «Новой опере», состоявшийся 9 апреля, оказался из разряда вполне качественных, добротных и со вкусом скроенных. Это был концерт, программа которого предстала действительно полноценной, насыщенной и разнообразной, а не из разряда ставших практиковаться в последнее время вечеров, когда три арии — в первом отделении, две — во втором, а всё остальное — бисы от щедрот самих исполнителей. Это был концерт, который, скажем прямо,

не став какой-то броской сенсацией, в первом приближении подарил массу положительных и позитивных эмоций.

Учет же впечатлений более высоких, изысканно рафинированных порядков неизбежно приводит к тому, что на этом концерте было и то, что так любит широкая восторженная публика, спешащая в зрительный зал с изначально непоколебимым желанием «сделать себе красиво», и то, что манит в него неугомонную и вездесущую армию меломанов (или, с позволения сказать, весьма привередливых и всегда имеющих свое особое мнение слушателей «со стажем»).

Последних влечет сюда «не блеск увеселительных огней», а жажда получить свои собственные — иногда прогнозируемые, иногда нет, — но непременно живые впечатления,

что называется, «из первых уст». И эти впечатления практически всегда, за редким исключением, сводятся к отдельному протоколу, не вписывающемуся в общую эйфорию широкого большинства. Не стал исключением и этот концерт.

Василий Ладюк и Ирина Лунгу

Итак, не считая многочисленных сердец музыкантов оркестра «Новой оперы», тремя главными сердцами этого вечера, собственно и вызвавшими информационный повод, да еще такой, что прямо перед концертом даже собрали пресс-конференцию, стали

сопрано Ирина Лунгу (Италия), баритон Василий Ладюк (Россия) и дирижер Лоран Кампеллоне (Франция).

Шикарно изданная полноцветная программа в виде буклета с эффектными фотографиями исполнителей в полном соответствии со «скобочками» после их имен сияла зелено-бело-красной, бело-сине-красной и сине-бело-красной палитрами национальных флагов. Но самые первые «скобочки» сразу же вызвали резонный вопрос и искреннее недоумение.

Понятно, что Ирина Лунгу, бывшая солистка Воронежского театра оперы и балета, в 2003 году выиграв Гран-при и золотую медаль Международного конкурса имени Марии Каллас, а также получив стипендию театра «Ла Скала», переехала жить в Милан. Понятно и то, что за десять лет вполне можно было и получить второе гражданство — в наше время ничего сверхъестественного в этом нет. Но весьма странно, мягко говоря, воспринимается сам факт, что

мимолетное за эти десять лет двухдневное появление певицы в России с целью выступить перед своей же публикой происходит под вывеской «Италия».

Зато впечатляющий ореол эффектности и западной звездности это, несомненно, создает…

Ирина Лунгу

У меня нет ни малейших поводов усомниться в успешности карьеры певицы за рубежом — отрицать очевидное бессмысленно. Она действительно не только много пела в «Ла Скала», но и на многих других мировых сценах — не только итальянских и не только европейских. Но, как признала сама Ирина Лунгу на пресс-конференции, элемент везения и элементарной удачи для успешной карьеры оперного певца никто ведь не отменял.

И, конечно же, нельзя не радоваться успехам наших певцов за рубежом, которые «наступают сейчас на оперный мир» необычайно широким фронтом, но

наша радость и гордость была бы несравненно весомее, если бы в программках и на афишах их выступлений в России не появлялись «скобочки» с вывеской «Италия» или еще чем-нибудь подобным.

В который раз возникает парадокс: мы почему-то всегда больше заворожены именно теми, кто постоянно «там» и о чьих «заморских» успехах мы постоянно слышим издалека.

Мне же больше импонирует очень простая и очень искренняя позиция Василия Ладюка, который востребован в мире не меньше и который де-факто ведь тоже является «человеком мира». Как, в свою очередь, пояснил он на пресс-конференции,

сейчас, когда никаких проблем с паспортами и долгосрочными визами нет, нет и смысла менять местожительство.

Если есть контракт где-то за рубежом, летишь и поешь, а потом возвращаешься и снова поешь в России: в «Новой опере» ли, в Большом театре или на какой-нибудь концертной площадке.

Василий Ладюк

Действительно, своим певческим искусством Василий Ладюк радует нас довольно часто — и это замечательно! Отрадно и то, что «громадьё» планов по-прежнему остается у него и в отношении своего родного дома — театра «Новая опера». Так, в следующем сезоне мы должны услышать его Елецкого в премьерной постановке «Пиковой дамы» Чайковского, а на 2014 год запланирована «большая французская опера» с его участием, название которой пока официально не объявляется.

Василию Ладюку принадлежит и сама идея нынешнего концерта.

С маэстро Лораном Кампеллоне он познакомился на постановке «Травиаты» в Большом театре осенью прошлого года — и предложенная певцом кандидатура дирижера у руководства «Новой оперы» встретила одобрение. С дирижера я, пожалуй, и начну.

Как правило, в оперных гала-концертах вес звучащей чисто симфонической музыки всегда ощутим, и на сей раз — даже при несомненной щедрости на вокальные номера (оперные арии и дуэты) — ее звучало немало. Судите сами: увертюра к опере Лало «Король города Ис», Presto из балетной музыки оперы Гуно «Фауст», «Вакханалия» из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила», а также три фрагмента музыки Верди — увертюры к операм «Сила судьбы» и «Набукко» и прелюдия к четвертому акту «Травиаты».

Лично у меня с этим дирижером до обсуждаемого концерта были связаны два диаметрально противоположных впечатления.

Первое — весьма пессимистичное от концертного исполнения «Сказок Гофмана» Оффенбаха на сцене Концертного зала имени Чайковского в 2010 году. Второе — оптимистичное, даже восторженное от премьеры «Травиаты» в Большом театре в первой половине нынешнего сезона.

маэстро Кампеллоне

Вот и на этом концерте прелюдия из «Травиаты» прозвучала наиболее тонко и деликатно. Романтически плотной, но достаточно расцвеченной нюансами предстала и трактовка увертюры Лало. Однако

и две танцевальные французские пьесы, и две хрестоматийные увертюры Верди прозвучали одинакового мясисто и чересчур набатно.

Но это неудивительно, ведь исполнены они были составом оркестра, явно несоизмеримо большим в соотношении с объемом пространства зала (к тому же сам оркестр был высажен из ямы на сцену). Та же участь постигла и финальный дуэт Таис и Атанаэля из оперы «Таис» Массне: обоим певцам, его исполнявшим, пришлось почувствовать себя не очень-то комфортно и постоянно форсировать голос.

Напротив, в прекрасном и «бесконечном» дуэте Виолетты и Жермона из «Травиаты» ситуация с балансом была совершенно иной — музыкально точно просчитанной и стилистически выдержанной. Вообще, весь блок «Травиаты» этого вечера (в него вошли также развернутая ария Виолетты из первого акта и ария Жермона из второго), произвел наиболее сильное эмоциональное впечатление.

Исполнив «Вакхическую песнь» Гамлета из одноименной оперы Тома и каватину Валентина из «Фауста» Гуно,

Василий Ладюк предстал необычайно утонченным и рафинированным «стилистом» на ниве французского репертуара.

Но самыми «вкусными» кантиленными блюдами его фирменной вокальной выделки стали две арии Верди — речитатив и ария Станкара из «Стиффелио», а также речитатив и ария Графа ди Луны из «Трубадура» (правда, последняя — без финальной стретты).

При этом и голос Ирины Лунгу — ровный, практически лишенный обертонов — наиболее удачно вписался в портреты французских героинь Гуно — Маргариты из «Фауста» (ария с жемчугом) и Джульетты из «Ромео и Джульетты» (ария из четвертого акта).

Лирический по своей природе, этот голос тембрально прост и холоден.

Он не без проблем поддается филировке, а «на середине» и «внизу» ему явно не хватает опоры. Правда, он неплохо идет наверх на forte, однако на переходных и предельных верхних нотах чувствует себя уже не очень уверенно, хотя именно в арии Виолетты эти трудности певице вполне грамотно удается преодолевать. Но, увы,

исполнительница просто разочаровывает в репертуаре бельканто:

имеются в виду два фрагмента из опер Доницетти — финальная ария Адины из «Любовного напитка» и выходная каватина Лючии из «Лючии ди Ламмермур», в которой стретта «героически» была, как и положено, спета дважды.

На бис прозвучал дуэт Дон Жуана и Церлины из оперы «Дон Жуан» Моцарта. И, кажется, всё было очень мило и трогательно, но пределы вокальной добротности в пении Ирины Лунгу, особенно в репертуаре бельканто, однозначно есть куда расширять.

Автор фото — Д. Кочетков

реклама

Ссылки по теме